RU

ДОМ С КОНЯМИ И ПАЛЕХСКИЙ паблик-арт

В центре Палеха сохранился последний деревянный дом середины XIX века. Он заброшен, но местные художники наполнили его искусством и планируют возрождать.
/
/
Дом с конями
и палехский паблик-арт
Эпоха палехского возрождения началась с фестиваля «Русская Нарния» в ноябре 2020 года. Тогда в пустых проемах разрушенной усадьбы палехских художников Дыдыкиных, более известной как «Дом с конями», были размещены картины — экспонаты выставки «ПалИсад». Так современные художники украсили знаковое место, продолжив палехскую традицию: именно человек красит место в Палехе — так было всегда. В том числе и в судьбе деревянного «Дома с конями».
Родовой дом Дыдыкиных был построен в конце XIX века. Дыдыкины — один из старейших иконописных родов Палеха. В доме жил Александр Иванович, его жена Мария Ивановна (на фото), а также сыновья Иван, Василий, Аристарх и дочь Александра.
Старший сын, Иван Александрович (1856—1926) был искусным иконописцем. Работал в мастерской Сафоновых и выполнял ответственные заказы. Покинув родительский дом, он построил каменный двухэтажный отдельный дом для своей семьи по улице Ленина, 9.

Средний сын, Василий Александрович с семьей продолжал жить в родовом деревянном доме.

На фото — Василий Александрович с сыном Николаем Васильевичем Дыдыкиным — заслуженным деятелем искусств РСФСР, иконописцем, скульптором

В 1950-е годы Николай Васильевич Дыдыкин на территории усадьбы родового дома перестроил каменную палатку под жилой дом и мастерскую. Здесь иконописец и скульптор проводил с семьей каждое лето, приезжая из Ленинграда.

Третий сын Александра Ивановича Дыдыкина — Аристарх Александрович (1874−1954) прошел школу иконописца в мастерской Сафонова, затем стал художником лаковой миниатюры и членом Артели древней живописи.
Сегодня главный дом усадьбы представляет собой хорошо сохранившийся прямоугольный объем основного здания и хозяйственный двор. Двухэтажное строение отличает красота пропорций — почти квадратные окна низкого первого этажа гармонично дополняют большие светлые окна второго, с резными, хорошо сохранившимися наличниками. Главная особенность дома в том, что теперь он остается единственным в Палехе деревянным зданием, которое было построено еще в середине XIX века.

Дом не покрашен, в рисунке наличников прослеживаются изящные конские профили с резной гривой, что и дало ему народное название — «Дом с конями».
НОВАЯ ЖИЗНЬ

В 2020 году в «Дом с конями» пришел «ПалИсад» — паблик-арт проект от творческого объединения «Созвездие Редис» в рамках фестиваля «Русская Нарния».

Родовой дом Дыдыкиных видится современными творцами как символ уходящей истории. Внешне крепкий, он разрушается внутри. Ушла ли из него жизнь или он наполнен ей и это нужно уметь увидеть? Просто загляните в окна! Так выставка «ПалИсад» стала размышлением на тему стремительно уходящего деревянного зодчества прошлого, взаимодействия художника и архитектуры.
Все представленные картины были специально созданы для выставки с отсылками к традициям палехского искусства. Все изображения — подлинники: они не были напечатаны на баннерах и гармонично дополнили дух подлинного деревянного дома. С их помощью брошеный дом стал художественным высказыванием, учитывающим культурный контекст и передающим дух места.
Во время выставки рядом с домом появился еще один арт-объект с QR-кодом — круглый деревянный щит, по форме напоминающий гонг. Колесо, которое символизирует ход и код времени, колокол-ботало. QR-код позволяет познакомиться с материалами о прошлом и будущем «Дома с конями». Но центр инсталляции — сам арт-объект. Время не спать — время бить во все колокола в ожидании нового искусства!
ОТ СОЗДАТЕЛЕЙ
«Мы решили, что выставка — это не обязательно стены галереи, музея, замкнутое пространство. Сегодня выставочный проект — не только демонстрация набора работ, собранных в одном месте. Это диалог. С пространством, средой, зрителем. Человек воспринимает улицы, общественные пространства как часть своего мира. Искусство на улице меняет визуальную среду, и, возможно, ее восприятие. ПалИсад — часть истории маленького мира, похожего и не похожего на реальную жизнь»
Марина Галкина, куратор и участник фестиваля «Русская Нарния», художник
«Я против баннеров (перепечаток на рекламных холстах). Я за живое — оно трагичнее и острее. Оно будет разрушаться со временем — от жары, града, ливня, тумана и морозов. В этом есть акт истинной, настоящей жизни искусства — то, как оно должно работать! Пусть, хоть с годами утрачивая материальность основы, образ живет, изменяется и тем самым подчеркивает временность бытия и неизбежность смерти.
Не зря Врубель считал музеи кладбищами. В замкнутом пространстве образы не работают со средой, хотя задумывались, возможно, так или как-то иначе. Первый арт первобытных людей как раз про это. Мы попытались оживить идею жилого дома с историями в окнах. Как вышло — глядите сами!».
Яръ Пикулѣвъ, художник, один из авторов проекта
«Мы решили, что выставка — это не обязательно стены галереи, музея, замкнутое пространство. Сегодня выставочный проект — не только демонстрация набора работ, собранных в одном месте. Это диалог. С пространством, средой, зрителем. Человек воспринимает улицы, общественные пространства как часть своего мира. Искусство на улице меняет визуальную среду, и, возможно, ее восприятие. ПалИсад — часть истории маленького мира, похожего и не похожего на реальную жизнь»
Марина Галкина, куратор и участник фестиваля «Русская Нарния», художник
«Я против баннеров (перепечаток на рекламных холстах). Я за живое — оно трагичнее и острее. Оно будет разрушаться со временем — от жары, града, ливня, тумана и морозов. В этом есть акт истинной, настоящей жизни искусства — то, как оно должно работать! Пусть, хоть с годами утрачивая материальность основы, образ живет, изменяется и тем самым подчеркивает временность бытия и неизбежность смерти.
Не зря Врубель считал музеи кладбищами. В замкнутом пространстве образы не работают со средой, хотя задумывались, возможно, так или как-то иначе. Первый арт первобытных людей как раз про это. Мы попытались оживить идею жилого дома с историями в окнах. Как вышло — глядите сами!».
Яръ Пикулѣвъ, художник, один из авторов проекта
ЧТО ДАЛЬШЕ?
Художники не просто «украсили» дом. Выставку освещали журналисты, здесь побывали архитекторы, большую работу проделали кураторы. Все они законсервировали здание и исследуют его.

Также к работе присоединились кураторы проекта «Том Сойер Фест — Иваново», у которых уже есть опыт большого волонтерского проекта по приведению в порядок усадьбы Соколовых в Иванове.

«Дом с конями» и паблик-артом стал одной из точек притяжения туристов, заметной темой и примером того, как можно обратить внимание на исчезающее наследие малых городов силами и талантами современных художников.
палИсад / public art

Куратор — Марина Галкина
Художники — Яр Пикулев, Марина Галкина
Дизайн, исполнение — Ксения Гитис, Елизавета Корягина
Арт-объединение «Созвездие Редис»

Фестивальная программа в онлайн-формате реализована на средства гранта ООГО «Российского фонда культуры», предоставленного в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура»

Контакты
Ивановская область, Палех, ул. Ленина, д. 25