Усадьба «Студеные ключи»

Усадьба «Студеные ключи»
Ивановская область, Заволжский район, Волжское сельское поселение, д. Порозово

Вдали от больших дорог и городов, на высоком северном берегу Волги напротив Кинешмы находится усадьба, построенная в 1912—1914 годах по проекту столичного архитектора Владимира Адамовича, ученика певца модерна Федора Шехтеля. Главный дом и флигель, конюшня, дома для прислуги и хозяйственные пристройки решены в духе неоклассики и окутаны классическим уютом пейзажного парка с липовыми аллеями, ротондами, теплицами и декоративными павильонами, среди которых хочется затеряться во время тихой долгой прогулки и обдумать все перипетии в судьбе этого места — от рождения и до наших дней.
Владелец фабрик, заводов, газет, пароходов
Главное имя для усадьбы — Николай Павлович Рузский. Потомственный дворянин, крупный промышленник, меценат, он был одним из самых богатых людей в России начала XX столетия. Николай Павлович был директором и владельцем нескольких свеклосахарных и рафинадных заводов, возглавлял Петербургское общество страхований и был членом совета директоров торгово-промышленного банка в Петербурге. А также возглавлял пароходство на Волге — большая русская река и влюбила его в эти места.
Неоклассика и электричество
В 1912 году Рузский приобрел урочище «Гребень» в Кинешемском уезде, где решил основательно обжиться и заказал проект московскому архитектору Владимиру Адамовичу. Строительство было закончено за два года, и когда встал вопрос о названии, сомнений быть не могло: за обилие ключей (родников) в этой местности новая усадьба получила поэтичное название «Студеные ключи».

Главный дом с флигелями, мезонином и обширной террасой своим южным фасадом обращен к Волге и будто ведет с ней нескончаемый диалог. Северный вглядывается в подъездную аллею в ожидании гостей. Внутри — благородство и роскошь неоклассики: мраморная лестница и бальная гостиная, лепной декор и изящная коллекция живописи, фарфора и вышивок. А еще: водопровод и электричество — за неоклассическим фасадом скрывались новинки техники и комфортного быта начала XX столетия. Для электроснабжения даже была построена собственная электростанция!
Светский салон на берегу Волги
Покровитель искусств и талантливый виолончелист, Николай Петрович Рузский за три года с 1914 по 1917 превратил усадьбу «Студеные ключи» в настоящий светский салон. Стены дома украсили картины Константина Коровина и Александра Маковского, Клавдия Лебедева и Николая Дубовского. Бальная и гостиные заполнились звуками музыки: здесь бывали Сергей Рахманинов и Федор Шаляпин, друзья хозяина дома. Будучи учредителем Народной консерватории в Петербурге, Рузский затеял кипучую деятельность и вблизи «Студеных ключей»: в роковые 1917−1918 годы в соседнем с усадьбой селе Воздвиженье построил Дом народного просвещения и собрал библиотеку для него.
Революционные перемены
В 1918 усадьбу национализировали, а Рузские эмигрировали во Францию. Предметы интерьера главного дома и личные вещи семьи, полотна именитых художников и коллекция декоративных вещиц отчасти сохранятся в Кинешемском художественно-историческом музее. А некогда роскошному дому и парку с его липовыми аллеями и тенистыми дорожками предстоит принимать весь XX век самых неожиданных гостей: воспитанников детской колонии и отдыхающих санатория, пациентов эвакуационного госпиталя и больницы, работников химического завода и строителей моста через Волгу. Внучка Николая Петровича Рузского окажется здесь только в веке XXI.
Вторая жизнь
В 2016 году из Нью-Йорка в «Студеные ключи» приедет 93-летняя внучка Н. П. Рузского — Татьяна Николаевна Бобринская. На торжественной церемонии открытия усадьбы после сложнейшей пятилетней реставрации о возрождении традиций и сохранении культурного наследия будет говорить современный владелец комплекса ивановский предприниматель Александр Александрович Широков. Но для этого придется пройти долгий путь длиною в пять лет через архивы, исследования, научные фонды и кропотливый процесс реставрации, чтобы возродить главный дом, флигели и большую часть парка почти из руин.

Прошлое усадьбы «Студеные ключи» — в добром имени мецената и просветителя Николая Петровича Рузского, будущее — в завершении реставрационных работ и превращении в просветительский центр Ивановской области, где будут проводиться образовательные и учебные встречи, праздники и фестивали.
Ивановская область, Заволжский район, Волжское сельское поселение, д. Порозово

Вдали от больших дорог и городов, на высоком северном берегу Волги напротив Кинешмы находится усадьба, построенная в 1912—1914 годах по проекту столичного архитектора Владимира Адамовича, ученика певца модерна Федора Шехтеля. Главный дом и флигель, конюшня, дома для прислуги и хозяйственные пристройки решены в духе неоклассики и окутаны классическим уютом пейзажного парка с липовыми аллеями, ротондами, теплицами и декоративными павильонами, среди которых хочется затеряться во время тихой долгой прогулки и обдумать все перипетии в судьбе этого места — от рождения и до наших дней.
ВЛАДЕЛЕЦ ФАБРИК, ЗАВОДОВ, ГАЗЕТ, ПАРОХОДОВ
Главное имя для усадьбы — Николай Павлович Рузский. Потомственный дворянин, крупный промышленник, меценат, он был одним из самых богатых людей в России начала XX столетия. Николай Павлович был директором и владельцем нескольких свеклосахарных и рафинадных заводов, возглавлял Петербургское общество страхований и был членом совета директоров торгово-промышленного банка в Петербурге. А также возглавлял пароходство на Волге — большая русская река и влюбила его в эти места.
НЕОКЛАССИКА И ЭЛЕКТРИЧЕСТВО
В 1912 году Рузский приобрел урочище «Гребень» в Кинешемском уезде, где решил основательно обжиться и заказал проект московскому архитектору Владимиру Адамовичу. Строительство было закончено за два года, и когда встал вопрос о названии, сомнений быть не могло: за обилие ключей (родников) в этой местности новая усадьба получила поэтичное название «Студеные ключи».

Главный дом с флигелями, мезонином и обширной террасой своим южным фасадом обращен к Волге и будто ведет с ней нескончаемый диалог. Северный вглядывается в подъездную аллею в ожидании гостей. Внутри — благородство и роскошь неоклассики: мраморная лестница и бальная гостиная, лепной декор и изящная коллекция живописи, фарфора и вышивок. А еще: водопровод и электричество — за неоклассическим фасадом скрывались новинки техники и комфортного быта начала XX столетия. Для электроснабжения даже была построена собственная электростанция!
СВЕТСКИЙ САЛОН НА БЕРЕГУ ВОЛГИ
Покровитель искусств и талантливый виолончелист, Николай Петрович Рузский за три года с 1914 по 1917 превратил усадьбу «Студеные ключи» в настоящий светский салон. Стены дома украсили картины Константина Коровина и Александра Маковского, Клавдия Лебедева и Николая Дубовского. Бальная и гостиные заполнились звуками музыки: здесь бывали Сергей Рахманинов и Федор Шаляпин, друзья хозяина дома. Будучи учредителем Народной консерватории в Петербурге, Рузский затеял кипучую деятельность и вблизи «Студеных ключей»: в роковые 1917−1918 годы в соседнем с усадьбой селе Воздвиженье построил Дом народного просвещения и собрал библиотеку для него.
РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ПЕРЕМЕНЫ
В 1918 усадьбу национализировали, а Рузские эмигрировали во Францию. Предметы интерьера главного дома и личные вещи семьи, полотна именитых художников и коллекция декоративных вещиц отчасти сохранятся в Кинешемском художественно-историческом музее. А некогда роскошному дому и парку с его липовыми аллеями и тенистыми дорожками предстоит принимать весь XX век самых неожиданных гостей: воспитанников детской колонии и отдыхающих санатория, пациентов эвакуационного госпиталя и больницы, работников химического завода и строителей моста через Волгу. Внучка Николая Петровича Рузского окажется здесь только в веке XXI.
ВТОРАЯ ЖИЗНЬ
В 2016 году из Нью-Йорка в «Студеные ключи» приедет 93-летняя внучка Н. П. Рузского — Татьяна Николаевна Бобринская. На торжественной церемонии открытия усадьбы после сложнейшей пятилетней реставрации о возрождении традиций и сохранении культурного наследия будет говорить современный владелец комплекса ивановский предприниматель Александр Александрович Широков. Но для этого придется пройти долгий путь длиною в пять лет через архивы, исследования, научные фонды и кропотливый процесс реставрации, чтобы возродить главный дом, флигели и большую часть парка почти из руин.

Прошлое усадьбы «Студеные ключи» — в добром имени мецената и просветителя Николая Петровича Рузского, будущее — в завершении реставрационных работ и превращении в просветительский центр Ивановской области, где будут проводиться образовательные и учебные встречи, праздники и фестивали.
ЧТО ПОСМОТРЕТЬ В ИВАНОВЕ