4 апреля 2022 года мир кинематографа отмечает 90 лет со дня рождения режиссера Андрея Арсеньевича Тарковского. Он родился в 1932 году в селе Завражье Юрьевецкого района Ивановской области и провел свое детство в Юрьевце. В юбилейный год вместе с вами вспоминаем знаковые места, где сформировались основы представлений о мире великого мастера.

Тарковский. Город детства

На этой странице мы собрали информацию о мероприятиях, посвященных жизни Андрея Тарковского.

В апреле 2022 года в Иванове и Юрьевце проходят выставки с хроникой путешествий режиссера и материалами из его архивов.

Сегодня и всегда переместиться в город детства Андрея Тарковского можно с помощью аудиоспектакля-воспоминания «Около детства».

ОКОЛО ДЕТСТВА

Аудиоспектакль «Около детства» подготовлен проектом «Место» в рамках кинофестиваля «Зеркало» летом 2021 года. Он предлагает отправиться на прогулку с аудиогидом жителям и гостям Юрьевца. Экскурсия включает авторскую медиацию по всему маршруту.
Аудиоспектакль-воспоминание

ОКОЛО ДЕТСТВА

Аудиоспектакль «Около детства» подготовлен проектом «Место» в рамках кинофестиваля «Зеркало» летом 2021 года. Он предлагает отправиться на прогулку с аудиогидом жителям и гостям Юрьевца. Экскурсия включает авторскую медиацию по всему маршруту.
Аудиоспектакль-воспоминание
Аудиоспектакль создан на материалах бесед с жителями Юрьевца, которые хранят память об удивительной истории города детства Андрея Тарковского. Город предстает в качестве Музея детства под открытым небом, по экспозиции которого зрители перемещаются в поисках утраченного времени. Каждая точка экспозиции — это точка воспоминаний о детстве и юности жителей города, своего рода рифма к образу ребенка из фильмов Андрея Тарковского.

ЭПИЗОДЫ СПЕКТАКЛЯ

Карта
Чтобы услышать истории героев аудиоспектакля, нажимайте на точки и перемещайтесь по карте.
Чтобы услышать истории героев аудиоспектакля, нажимайте на точки и перемещайтесь по карте.

РАССКАЗЧИКИ

Сергей Сергеевич Груздев
Владимир Сергеевич Терентьев
Эльвира Александровна Игошина
Валентин Николаевич Демин
Николай Александрович Ланцов
Светлана Константиновна Жихарева
Виктория Анатольевна Седова
Ирина Дмитриевна Охичева
Татьяна Александровна Алексеева
Нонна Викторовна Губина
Александр Михайлович Липин
Ксения Синица
Александр Шестаков
Евгений Белокуров
Отец Илья
Сергей Сергеевич Груздев
Владимир Сергеевич Терентьев
Эльвира Александровна Игошина
Валентин Николаевич Демин
Николай Александрович Ланцов
Светлана Константиновна Жихарева
Виктория Анатольевна Седова
Ирина Дмитриевна Охичева
Татьяна Александровна Алексеева
Нонна Викторовна Губина
Александр Михайлович Липин
Ксения Синица
Александр Шестаков
Евгений Белокуров
Отец Илья

Создатели спектакля

Команда проекта [МЕСТО]
Режиссер Петр Чижов
Драматург Элина Петрова
Драматург Ксения Савельева
Художник Алина Михайлова
Звукорежиссер Наталия Поновицына
Продюсерская команда фестиваля «Зеркало»
Константин Шавловский
Константин Нафиков
Команда проекта [МЕСТО]
Режиссер Петр Чижов
Драматург Элина Петрова
Драматург Ксения Савельева
Художник Алина Михайлова
Звукорежиссер Наталия Поновицына
Продюсерская команда фестиваля «Зеркало»
Константин Шавловский
Константин Нафиков

ВЫСТАВКИ

Центр развития туризма и гостеприимства Ивановской области в коллаборации с международным кинофестивалем имени Андрея Тарковского «Зеркало» к 90-летию режиссера представляют выставки, посвященные его личности и творчеству. Одна из них проходит в пространстве железнодорожного вокзала города Иваново, вторая — в музее Андрея Тарковского в Юрьевце.
Иваново • Юрьевец
Апрель

Тарковский: возвращение на Родину

Выставка к 90-летию Андрея Тарковского в творческой резиденции на Ивановском железнодорожном вокзале
Выставка к 90-летию Андрея Тарковского в творческой резиденции на Ивановском железнодорожном вокзале
Ивановский железнодорожный вокзал — центральная локация первой выставки.

Вокзал — символ путешествия. В поэтике Андрея Тарковского путешествие осмысляется в первую очередь как возвращение на Родину.

Арт-проект является, с одной стороны, хроникой поездок Андрея Тарковского по Италии, Англии и Америке. И в то же время отражает духовные поиски, которые всегда возвращали режиссера в Россию и на «родину детства» — Юрьевец.
Экспозиция оформлена фотографиями и цитатами из архива Андрея Тарковского в Юрьевце. Критические отзывы мастера из «Мартиролога» соседствуют с оммажами и примерами прямого цитирования Тарковского у западных режиссеров. Лаконичную модернистскую эстетику подчеркивает музыка Эдуарда Артемьева.

Выставку дополняют Гостиная и Лекторий Russia Today. Редкие книги и аудиокассеты в Гостиной позволяют погрузиться в атмосферу творческой мастерской Андрея Арсеньевича. Для проведения встреч и лекций Гостиная превращается в Лекторий с зрительным залом и сценическим пространством.

ЛЕКТОРИЙ К ЮБИЛЕЮ АНДРЕЯ ТАРКОВСКОГО

Расписание лекций
Расписание лекций
9 апреля, 18:00

Как Андрей Тарковский стал всемирно известным режиссером?
Лектор — Денис Горелов, кинокритик
  • Тарковский был человеком веры: не только в атеистическом СССР, но и в профанирующей христианство Европе.
  • Тарковский спорил с Богом за русских: выводил из себя декоративных почвенников, для которых Бог и русские — нерасторжимое единство.
  • Тарковский не полемизировал с Кубриком: соразмерял человека с Христом, а Кубрик — с дьяволом.
  • Тарковский говорил о высоких материях «в уровень»: без картинного самоуничижения и постмодернистского «хи-хи».

Лекция пройдет в особенной зоне арт-проекта — гостиной Тарковского, которая воссоздает детали и образы из жизни и творчества мастера.
16 апреля, 18:00

«Солярис» Станислава Лема и трансформация научно-фантастического романа в киношедевр. Лектор — Сергей Шикарев, литературный критик, исследователь фантастики
Известный роман Станислава Лема как литературная основа для киношедевра:

  • Какое место роман занимает в научной фантастике XX века и в творчестве самого Лема.
  • В чем фильм «Солярис» следует и в чем отличается от романа.
  • Как эти изменения оценивал писатель — один из самых известных мыслителей прошлого столетия.

Лекция пройдет в особенной зоне арт-проекта — гостиной Тарковского, которая воссоздает детали и образы из жизни и творчества мастера.
17 апреля, 17:00

«ТЫ МЕНЯ ПОНИМАЕШЬ?» — БЕСЕДу ведут МАРИя МИЛОВЗОРОВа И ЕЛЕНа РАСКАТОВа, руководители образовательных центров ИвГУ
Основой для беседы станут материалы коллекции «Архив А. А. Тарковского» ГБУ «Музеи города Юрьевца».

Архив режиссера, хранящийся в Юрьевце, был приобретен на аукционе Sotheby's представителем Ивановской области. Он включает аудиозаписи бесед, рукописи, интервью разных лет и другие материалы. Все это — эгоисточники, требующие тонкой работы и обращения с ними.

«Ты меня понимаешь?» — вопрос Андрея Тарковского, рефреном звучащий во всех разговорах при подготовке книги «Запечатленное время» с Ольгой Сурковой.

Беседа о материалах коллекции и архивных источниках поднимет сложные вопросы работы с ними:

  • внимательности и такта,
  • глубокого знания историко-культурного контекста,
  • конкретных обстоятельств возникновения того или иного высказывания,
  • понимания психологии художника, мотивов творчества и поступка,
  • соотнесения разных источников и уточняющих их материалов,
  • научной школы исследователя и интерпретатора,
  • уровня культуры и особенностей мировоззрения,
  • политической и культурной ситуации.

И главный вопрос: насколько взгляд «читающего» фокусирует наше внимание на тех крупицах истины, которые всегда хотел найти Андрей Тарковский?

Беседа пройдет в особенной зоне арт-проекта — гостиной Тарковского, которая воссоздает детали и образы из жизни и творчества мастера.
23 апреля, 16:00

Отражения Тарковского в современном кино. Как повлиял кинематограф Тарковского на мировых режиссеров — от Триера до Хамагути.
Лектор — Егор Сенников, кинокритик
Творчество Тарковского оставило значительное наследие во всем мировом кинематографе. Сделавшие себе имя за последние 30 лет режиссеры довольно часто отсылаются к опыту советского визионера. Кто-то, как Ларс фон Триер был очарован Тарковским еще в юности и осознанно отсылает к его самым известным работам. Другие, как Рюсукэ Хамагути, творчески переосмысляют наследие и даже решаются на римейки картин мастера.

Что составляет корпус наследия Тарковского в мире и какие авторы осознанно говорят о своей связи с ним сегодня?

Лекция пройдет в особенной зоне арт-проекта — гостиной Тарковского, которая воссоздает детали и образы из жизни и творчества мастера.
24 апреля, 14:00

Философия русской истории в «Андрее Рублеве» и «Зеркале». Лектор — Егор Холмогоров, член союза писателей России, автор книги «Истина в кино»
Андрей Тарковский дважды в своих фильмах обращался к осмыслению русской истории, понятой через судьбу художника. Первый раз — в «Андрее Рублеве», через образ великого иконописца. Второй раз в «Зеркале», через осмысление собственной судьбы.

  • Что общего и различного в этих двух высказываниях?
  • Каков центральный историософский мотив в обоих фильмах?
  • Как «Зеркало» поясняет замысел «Рублева»?

Лекция пройдет в особенной зоне арт-проекта — гостиной Тарковского, которая воссоздает детали и образы из жизни и творчества мастера.
24 апреля, 16:00

Место как биография: архитектура и пространство в фильмах Тарковского. Лектор — Александр Острогорский, преподаватель архитектурной школы МАРШ
В кинопоэтике Тарковского тема пространства занимает особое место: Зона или космический корабль «Солярис», монастырь в «Ностальгии» или сгоревший дом в «Жертвоприношении» — это кадры, которые любой зритель запоминает навсегда.

Для архитекторов фильмы Тарковского были и остаются источником вдохновения, камертоном, который помогает настроить себя на поиск в пространстве особой ценности для человека.

Как режиссеру удалось создать этот особый язык и что из него используют архитекторы сегодня?

Лекция пройдет в особенной зоне арт-проекта — гостиной Тарковского, которая воссоздает детали и образы из жизни и творчества мастера.
9 апреля, 18:00

Как Андрей Тарковский стал всемирно известным режиссером?
Лектор — Денис Горелов, кинокритик
  • Тарковский был человеком веры: не только в атеистическом СССР, но и в профанирующей христианство Европе.
  • Тарковский спорил с Богом за русских: выводил из себя декоративных почвенников, для которых Бог и русские — нерасторжимое единство.
  • Тарковский не полемизировал с Кубриком: соразмерял человека с Христом, а Кубрик — с дьяволом.
  • Тарковский говорил о высоких материях «в уровень»: без картинного самоуничижения и постмодернистского «хи-хи».

Лекция пройдет в особенной зоне арт-проекта — гостиной Тарковского, которая воссоздает детали и образы из жизни и творчества мастера.
    16 апреля, 18:00

    «Солярис» Станислава Лема и трансформация научно-фантастического романа в киношедевр. Лектор — Сергей Шикарев, литературный критик, исследователь фантастики
    Известный роман Станислава Лема как литературная основа для киношедевра:

    • Какое место роман занимает в научной фантастике XX века и в творчестве самого Лема.
    • В чем фильм «Солярис» следует и в чем отличается от романа.
    • Как эти изменения оценивал писатель — один из самых известных мыслителей прошлого столетия.

    Лекция пройдет в особенной зоне арт-проекта — гостиной Тарковского, которая воссоздает детали и образы из жизни и творчества мастера.
      17 апреля, 17:00

      «ТЫ МЕНЯ ПОНИМАЕШЬ?» — БЕСЕДу ведут МАРИя МИЛОВЗОРОВа И ЕЛЕНа РАСКАТОВа, руководители образовательных центров ИвГУ
      Основой для беседы станут материалы коллекции «Архив А. А. Тарковского» ГБУ «Музеи города Юрьевца».

      Архив режиссера, хранящийся в Юрьевце, был приобретен на аукционе Sotheby's представителем Ивановской области. Он включает аудиозаписи бесед, рукописи, интервью разных лет и другие материалы. Все это — эгоисточники, требующие тонкой работы и обращения с ними.

      «Ты меня понимаешь?» — вопрос Андрея Тарковского, рефреном звучащий во всех разговорах при подготовке книги «Запечатленное время» с Ольгой Сурковой.

      Беседа о материалах коллекции и архивных источниках поднимет сложные вопросы работы с ними:

      • внимательности и такта,
      • глубокого знания историко-культурного контекста,
      • конкретных обстоятельств возникновения того или иного высказывания,
      • понимания психологии художника, мотивов творчества и поступка,
      • соотнесения разных источников и уточняющих их материалов,
      • научной школы исследователя и интерпретатора,
      • уровня культуры и особенностей мировоззрения,
      • политической и культурной ситуации.

      И главный вопрос: насколько взгляд «читающего» фокусирует наше внимание на тех крупицах истины, которые всегда хотел найти Андрей Тарковский?

      Беседа пройдет в особенной зоне арт-проекта — гостиной Тарковского, которая воссоздает детали и образы из жизни и творчества мастера.
        23 апреля, 16:00

        Отражения Тарковского в современном кино. Как повлиял кинематограф Тарковского на мировых режиссеров — от Триера до Хамагути.
        Лектор — Егор Сенников, кинокритик
        Творчество Тарковского оставило значительное наследие во всем мировом кинематографе. Сделавшие себе имя за последние 30 лет режиссеры довольно часто отсылаются к опыту советского визионера. Кто-то, как Ларс фон Триер был очарован Тарковским еще в юности и осознанно отсылает к его самым известным работам. Другие, как Рюсукэ Хамагути, творчески переосмысляют наследие и даже решаются на римейки картин мастера.

        Что составляет корпус наследия Тарковского в мире и какие авторы осознанно говорят о своей связи с ним сегодня?

        Лекция пройдет в особенной зоне арт-проекта — гостиной Тарковского, которая воссоздает детали и образы из жизни и творчества мастера.
          24 апреля, 14:00

          Философия русской истории в «Андрее Рублеве» и «Зеркале». Лектор — Егор Холмогоров, член союза писателей России, автор книги «Истина в кино»
          Андрей Тарковский дважды в своих фильмах обращался к осмыслению русской истории, понятой через судьбу художника. Первый раз — в «Андрее Рублеве», через образ великого иконописца. Второй раз в «Зеркале», через осмысление собственной судьбы.

          • Что общего и различного в этих двух высказываниях?
          • Каков центральный историософский мотив в обоих фильмах?
          • Как «Зеркало» поясняет замысел «Рублева»?

          Лекция пройдет в особенной зоне арт-проекта — гостиной Тарковского, которая воссоздает детали и образы из жизни и творчества мастера.
          24 апреля, 16:00

          Место как биография: архитектура и пространство в фильмах Тарковского. Лектор — Александр Острогорский, преподаватель архитектурной школы МАРШ
          В кинопоэтике Тарковского тема пространства занимает особое место: Зона или космический корабль «Солярис», монастырь в «Ностальгии» или сгоревший дом в «Жертвоприношении» — это кадры, которые любой зритель запоминает навсегда.

          Для архитекторов фильмы Тарковского были и остаются источником вдохновения, камертоном, который помогает настроить себя на поиск в пространстве особой ценности для человека.

          Как режиссеру удалось создать этот особый язык и что из него используют архитекторы сегодня?

          Лекция пройдет в особенной зоне арт-проекта — гостиной Тарковского, которая воссоздает детали и образы из жизни и творчества мастера.

          Тарковский. Поиск дома

          Выставка в Культурном центре г. Юрьевца, знакомство с личными архивами режиссера
          Выставка в Культурном центре г. Юрьевца, знакомство с личными архивами режиссера
          Культурный центр г. Юрьевца представляет выставочный проект «Тарковский. Поиск дома», созданный к 90-летию режиссера. Экспозиция включает документы, личные дневники, звуковые записи из архива режиссера.

          Авторы проекта — исследователи творческого наследия Андрея Тарковского: профессор Елена Раскатова и кандидат философских наук Мария Миловзорова.
          Международный фестиваль имени Андрея Тарковского
          Andrey Tarkovsky International Film Festival
          В оформлении страницы использованы фотографии из собраний Областного музея города Юрьевца и Государственного центрального музея кино.

          ДОМ В ЗАВРАЖЬЕ

          В этом доме 4 апреля 1932 года родился и провел первые месяцы жизни Андрей Арсеньевич Тарковский. Расположенный на берегу Волги, в Завражье, двухэтажный дом был частично затоплен во время строительства Горьковской ГЭС.

          А. Тарковский: «Я помню: дом, ступеньки, открытая терраса и перила. Пять-шесть ступенек, и между ступеньками, и у дома — огромный куст сирени, а там очень прохладно и посыпано песком. И я катаю крышку от кастрюльки, и вдруг страшно пугаюсь какого-то шума. Я залезаю под куст и оттуда смотрю на него… И вдруг где-то в какой-то момент в просвете между веток я вижу, как пролетает аэроплан. Это было в 1933 году, я родился в тридцать втором…»

          На фотоснимках Льва Горнунга — Андрей и его мама. Завражье, Юрьевец, 1933−1935 гг.

          КИНОФЕСТИВАЛЬ «ЗЕРКАЛО»

          Здание бывшего Юрьевецкого пивоваренного завода — с 2007 года место проведения ежегодного кинофестиваля «Зеркало» имени Андрея Тарковского. В программу фестиваля входят международный конкурс игровых фильмов, спецпоказы, ретроспективы, анимационные фильмы, студенческое кино.

          ДЕТСТВО

          Эпизод «Детство» можно услышать на набережной пожарного спуска. Детство — время, в которое уже точно никому и никогда не вернуться. Герои спектакля вспоминают о своих шалостях, приключениях и играх. Послевоенное детство, перестроечное детство 90-х переплетаются в голосах, создавая общее воспоминание о свободе.
          Hello world!

          ДОМ ВИКТОРИИ

          Эпизод «Дом Виктории» лучше всего слушать находясь недалеко от дома по адресу ул. Советская, 36. В нем живет Виктория Седова, научный сотрудник Историко-художественного музея Юрьевца, вместе со своей семьей. Дому 200 лет. Здесь прошло детство Виктории, жили ее предки. Благодаря эпизоду можно зайти в дом, чтобы увидеть это место и услышать его историю.
          Hello world!

          РОДНИК

          Эпизод «Родник» предлагается прослушать у Симоновского родника. Юрьевецкая вода — одно из чудес города. Здесь много родников с чистой питьевой водой, жители пьют воду из-под крана, называя ее «живой». У каждого из героев — свои отношения с водой. Об этих отношениях они и рассказывают.
          Hello world!

          Юрьевец на Волге

          Ритм всего спектакля, неспешный и размеренный, задается здесь — на новой набережной города с видом на Волгу. Для героев Юрьевец — родное место, в котором они выбрали остаться, а Волга — то, что взрастило открытый, спокойный, поэтичный взгляд на мир.
          Hello world!

          ЗАТОПЛЕНИЕ

          Эпизод «Затопление» можно услышать, находясь около Богоявленской церкви. В 1954−1957 годах строилась Горьковская ГЭС, несколько городов по Волге ушли под воду. По генеральному плану вся историческая часть Юрьевца тоже должна была быть затоплена, а сам город перенесен на верхнюю часть. В этом эпизоде герои рассказывают о затоплении. Для кого-то из них затопление — реальное событие, свидетелями которого они были, для других — образ события, который передается через поколения.
          Hello world!

          БРАТЬЯ

          Эпизод проходит у дома-музея Андрея Тарковского. Его герои — двоюродные братья Сергей Сергеевич Груздев и Владимир Сергеевич Терентьев, их матери были сестрами. Они жили в этом же доме вместе с семьей Тарковских. Мы попросили братьев приехать вместе в этот дом и рассказать, как все было устроено в этом доме, как они помнят место и людей, с которыми жили рядом.
          Hello world!