RU
Приглашаем вас на авторскую экскурсию по старинному селу Холуй, подготовленную историком, краеведом и художником Михаилом Печкиным.
Авторская аудиоэкскурсия Михаила Печкина

ПЕШКОМ ПО ХОЛУЮ

/
/
Пешком по Холую
На экскурсии вы познакомитесь с историей села Холуй, прогуляетесь по набережной князя Дмитрия Пожарского, увидите ключевые архитектурные памятники: часовню Александра Невского и Храмовый комплекс, построенный в XVIII веке, заглянете в музей Холуйского искусства.

Чтобы открыть аудиогид, нажмите на интерактивную кнопку рядом с любой локацией и следуйте за экскурсоводом. Рекомендуем вам начать экскурсию с позиции под первым номером. Приятного путешествия!
Храмовый комплекс
Музей
Часовня
Институт лаковой
миниатюры
Начало
маршрута
Княжий мост

ХОЛУЙ

История села Холуй берет свое начало в XV веке, однако первое документальное упоминание в летописях датируется 1542 годом.

Существует несколько версий происхождения названия села Холуй. Одна из них связана с «холуем» — плетеной сеткой из ивняка для ловли рыбы, с помощью которой перегораживали реку наискосок, а не на всю ее ширину.

Первоначально Холуй прославился как место добычи соли. Известно, что с XVI по XVIII вв. здесь занимались соледобычей, в том числе и монастыри, даже такие крупные как Троице-Сергиев монастырь. В 1609 году частью Холуя и частью солеварен стал владеть князь Дмитрий Пожарский.

Иконописная традиция зародилась в Холуе еще в XVI в, а уже в середине XVIII века здесь работало 350 иконописцев, остальные жители села занимались изготовлением иконописных досок, золочением икон, изготовлением окладов и прочими вещами, связанными с иконописанием, женщины — вышивкой и вязанием кистей. В XIX веке число иконописцев превышало 600 человек, а количество написанных за год образов доходило до двух миллионов штук.

После революции 1917 года, писать иконы стало невозможно, бывшие холуйские иконописцы, последовав примеру мастеров Палеха и Мстеры, перешли на лаковую миниатюрную живопись. С этого времени Холуйская лаковая миниатюра получила известность во всём мире.

Издревле бытует традиция называть жителей Холуя «фараонами». Это связано с обильным разливом реки Теза в Холуе весной. Реку во время разлива сравнивают со знаменитым Нилом, а местных жителей — с древнеегипетскими фараонами. А если приезжий ненароком искупается во время разлива, будет считаться, что он «офараонился», то есть тоже стал местным. Также в старину во время разлива реки местные жители катались на лодках — «фараонках», расписанных холуйскими мастерами: у кого цветы, у кого дельфины, у кого ландшафты или экзотические Сильфиды и русалки.

Традиция расписывать лодки легла в основу фестиваля «Русская Венеция». Сегодня все «фараонки» расписываются в праздничной цветовой гамме фестиваля, а к полюбившемуся с прошлого года мифическому речному персонажу «Которыбу» в этом году добавились «Рыба-коза» и самая фестивальная в мире «Рыба-гармонь»! Трансформация старых и появление новых современных форм и фантазийных мотивов декора вдохновлена народным творчеством, деревянным зодчеством, русскими сказками и историей Холуя, временем, когда понятие красоты носило более значимый характер и каждый предмет создавался как уникальное художественное произведение.

История села Холуй берет свое начало в XV веке, однако первое документальное упоминание в летописях датируется 1542 годом.

Существует несколько версий происхождения названия села Холуй. Одна из них связана с «холуем» — плетеной сеткой из ивняка для ловли рыбы, с помощью которой перегораживали реку наискосок, а не на всю ее ширину.

Первоначально Холуй прославился как место добычи соли. Известно, что с XVI по XVIII вв. здесь занимались соледобычей, в том числе и монастыри, даже такие крупные как Троице-Сергиев монастырь. В 1609 году частью Холуя и частью солеварен стал владеть князь Дмитрий Пожарский.

Иконописная традиция зародилась в Холуе еще в XVI в, а уже в середине XVIII века здесь работало 350 иконописцев, остальные жители села занимались изготовлением иконописных досок, золочением икон, изготовлением окладов и прочими вещами, связанными с иконописанием, женщины — вышивкой и вязанием кистей. В XIX веке число иконописцев превышало 600 человек, а количество написанных за год образов доходило до двух миллионов штук.

После революции 1917 года, писать иконы стало невозможно, бывшие холуйские иконописцы, последовав примеру мастеров Палеха и Мстеры, перешли на лаковую миниатюрную живопись. С этого времени Холуйская лаковая миниатюра получила известность во всём мире.

Издревле бытует традиция называть жителей Холуя «фараонами». Это связано с обильным разливом реки Теза в Холуе весной. Реку во время разлива сравнивают со знаменитым Нилом, а местных жителей – с древнеегипетскими фараонами. А если приезжий ненароком искупается во время разлива, будет считаться, что он «офараонился», то есть тоже стал местным. Также в старину во время разлива реки местные жители катались на лодках – «фараонках», расписанных холуйскими мастерами: у кого цветы, у кого дельфины, у кого ландшафты или экзотические Сильфиды и русалки.

Традиция расписывать лодки легла в основу фестиваля «Русская Венеция». Сегодня все «фараонки» расписываются в праздничной цветовой гамме фестиваля, а к полюбившемуся с прошлого года мифическому речному персонажу «Которыбу» в этом году добавились «Рыба-коза» и самая фестивальная в мире «Рыба-гармонь»! Трансформация старых и появление новых современных форм и фантазийных мотивов декора вдохновлена народным творчеством, деревянным зодчеством, русскими сказками и историей Холуя, временем, когда понятие красоты носило более значимый характер и каждый предмет создавался как уникальное художественное произведение.

начало экскурсии

Hello world!
Здесь начинается маршрут, по которому вас проведёт наш аудиогид. Надевайте наушники и наслаждайтесь прогулкой!

Часовня Александра Невского

Hello world!
Православный храм XIX века.

Перекресток улиц Путилова и Парижской коммуны

Государственный музей Холуйского искусства

Собрание уникальных работ холуйских мастеров: произведения лаковой миниатюры, иконы, живопись, графика, скульптура, образцы декоративно-прикладного искусства, старопечатные и рукописные книги.

Ул. Путилова, 10
Hello world!

Княжий мост

Княжий мост, который крепко связан с историей села, традиционными ярмарками и народными гуляниями.

Ул. Путилова, 1

Hello world!

Храмовый комплекс XVIII века

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы и церковь Троицы Живоначальной.

Ул. Путилова, 1

Hello world!