История села Холуй берет свое начало в XV веке, однако первое документальное упоминание в летописях датируется 1542 годом.
Существует несколько версий происхождения названия села Холуй. Одна из них связана с «холуем» — плетеной сеткой из ивняка для ловли рыбы, с помощью которой перегораживали реку наискосок, а не на всю ее ширину.
Первоначально Холуй прославился как место добычи соли. Известно, что с XVI по XVIII вв. здесь занимались соледобычей, в том числе и монастыри, даже такие крупные как Троице-Сергиев монастырь. В 1609 году частью Холуя и частью солеварен стал владеть князь Дмитрий Пожарский.
Иконописная традиция зародилась в Холуе еще в XVI в, а уже в середине XVIII века здесь работало 350 иконописцев, остальные жители села занимались изготовлением иконописных досок, золочением икон, изготовлением окладов и прочими вещами, связанными с иконописанием, женщины — вышивкой и вязанием кистей. В XIX веке число иконописцев превышало 600 человек, а количество написанных за год образов доходило до двух миллионов штук.
После революции 1917 года, писать иконы стало невозможно, бывшие холуйские иконописцы, последовав примеру мастеров Палеха и Мстеры, перешли на лаковую миниатюрную живопись. С этого времени Холуйская лаковая миниатюра получила известность во всём мире.
Издревле бытует традиция называть жителей Холуя «фараонами». Это связано с обильным разливом реки Теза в Холуе весной. Реку во время разлива сравнивают со знаменитым Нилом, а местных жителей – с древнеегипетскими фараонами. А если приезжий ненароком искупается во время разлива, будет считаться, что он «офараонился», то есть тоже стал местным. Также в старину во время разлива реки местные жители катались на лодках – «фараонках», расписанных холуйскими мастерами: у кого цветы, у кого дельфины, у кого ландшафты или экзотические Сильфиды и русалки.
Традиция расписывать лодки легла в основу фестиваля «Русская Венеция». Сегодня все «фараонки» расписываются в праздничной цветовой гамме фестиваля, а к полюбившемуся с прошлого года мифическому речному персонажу «Которыбу» в этом году добавились «Рыба-коза» и самая фестивальная в мире «Рыба-гармонь»! Трансформация старых и появление новых современных форм и фантазийных мотивов декора вдохновлена народным творчеством, деревянным зодчеством, русскими сказками и историей Холуя, временем, когда понятие красоты носило более значимый характер и каждый предмет создавался как уникальное художественное произведение.