RU
Рахманинов и Бородин, Островский и Левитан на летних каникулах в Ивановской области.
КАК Я ПРОВЕЛ
ЭТИМ ЛЕТОМ
/
/
Как я провел
этим летом
В коротком тексте (время чтения - минут) рассказываем о "звездах" русской культуры, которые проводили летние месяцы в Ивановской области и вдохновлялись природой и колоритом нашего региона.
Родовой дом Дыдыкиных был построен в конце XIX века. Род Дыдыкиных – один из старейших иконописных родов Палеха. В данном доме жил Александр Иванович, его жена Мария Ивановна (они - на фото), а также сыновья - Иван, Василий, Аристарх, и дочь Александра. Старший сын, Иван Александрович (1856-1926) был искусным иконописцем. Работал в мастерской Сафоновых и выполнял ответственные заказы. Позже ушел из родительского дома, построив каменный двухэтажный дом по улице Ленина, 9.
Василий Александрович и его семья жили в родовом деревянном доме. На фото - Василий Александрович и его второй ребенок, Николай Васильевич Дыдыкин – заслуженный деятель искусств РСФСР, ( иконописец, скульптор).
В 50-х годах 20-го века Николай Васильевич перестроил каменную палатку под жилой дом и мастерскую на территории усадьбы родового дома. В этом доме каждое лето скульптор проводил с семьей, приезжая из Ленинграда. Третий сын Александра Ивановича Дыдыкина – Аристарх Александрович (1874-1954) прошел школу иконописца в мастерской Сафонова, затем стал членом Артели древней живописи и работал художником лаковой миниатюры.
Сегодня главный дом усадьбы представляет собой хорошо сохранившийся прямоугольный объем основного здания и хозяйственный двор. Двухэтажное здание отмечено красотой пропорций – практически квадратные окна низкого первого этажа гармонично дополняют большие светлые окна второго, с резными, хорошо сохранившимися наличниками. Это единственное в Палехе деревянное здание середины XIX века.

Дом не покрашен, в рисунке наличников прослеживаются изящные конские профили с резной гривой, что и дало начало употребляемому в поселке названию — «Дом с конями».
НОВАЯ ЖИЗНЬ

В 2020 году в «Дом с конями» пришел ПалИсад, паблик-арт проект от творческого объединения «Созвездие Редис» в рамках фестиваля «Русская Нарния».

Родовой дом Дыдыкиных предстал современным творцам как символ уходящей истории. Внешне крепкий, он разрушается внутри. Ушла ли из него жизнь, или он наполнен ей и нужно уметь увидеть? Просто загляните в окна.. Этот проект - размышление на тему стремительно уходящего архитектурного стиля, взаимодействия художника и архитектуры.

Все изображения являются подлинными работами, написанными для этой задачи. Они не напечатаны на баннерах, что гармонично дополняет дух подлинности материала, суть здания. Живописная техника отсылает зрителя к традиции Палехского искусства. Старый брошенный дом становится художественным высказыванием, учитывающим культурный контекст и дух места.
Рядом с домом установлен арт объект с QR-кодом. Круглый деревянный щит, по форме напоминающий гонг. Колесо, которое символизирует ход и код времени, колокол ботало. В QR-коде содержится информация о прошлом и будущем «Дома с конями». Арт объект - центр инсталляции. Время не спать, время бить во все колокола в ожидании нового искусства!

ОТ СОЗДАТЕЛЕЙ
«Мы решили, что выставка - это не обязательно стены галереи, музея, замкнутое пространство. Сегодня выставочный проект не только демонстрация набора работ, собранных в одном месте, это диалог. С пространством, средой, зрителем. Человек воспринимает улицы, общественные пространства как часть своего мира. Искусство на улице меняет визуальную среду, и, возможно, её восприятие. ПалИсад, street-art часть истории маленького мира, похожего и не похожего на реальную жизнь»
Марина Галкина, куратор и участник фестиваля «Русская Нарния», художник
«Я против баннеров (перепечаток на рекламных холстах), за живое, оно трагичнее и острее, как будет разрушаться спустя годы нахождения на жаре, граде, ливне, тумане и морозе. В этом есть акт истинной, настоящей жизни искусства - то, как оно должно работать!
Пусть хоть с годами утрачивая материальность основы живёт образ и изменяется, с тем самым подчеркивает временность бытия и неизбежность смерти.
Не зря Врубель считал музеи, закрытые помещения кладбищами...там в замкнутом пространстве образы не работают со средой, хотя задумывались возможно так или иначе как то...
Первый арт первобытных людей как раз про это! Мы попытались оживить идею жилого дома с историями в окнах. Как вышло глядите сами!».
Яръ Пикулѣвъ, художник, один из авторов проекта
«Мы решили, что выставка - это не обязательно стены галереи, музея, замкнутое пространство. Сегодня выставочный проект не только демонстрация набора работ, собранных в одном месте, это диалог. С пространством, средой, зрителем. Человек воспринимает улицы, общественные пространства как часть своего мира. Искусство на улице меняет визуальную среду, и, возможно, её восприятие. ПалИсад, street-art часть истории маленького мира, похожего и не похожего на реальную жизнь»
Марина Галкина, куратор и участник фестиваля «Русская Нарния», художник
«Я против баннеров (перепечаток на рекламных холстах), за живое, оно трагичнее и острее, как будет разрушаться спустя годы нахождения на жаре, граде, ливне, тумане и морозе. В этом есть акт истинной, настоящей жизни искусства - то, как оно должно работать!
Пусть хоть с годами утрачивая материальность основы живёт образ и изменяется, с тем самым подчеркивает временность бытия и неизбежность смерти.
Не зря Врубель считал музеи, закрытые помещения кладбищами...там в замкнутом пространстве образы не работают со средой, хотя задумывались возможно так или иначе как то...
Первый арт первобытных людей как раз про это! Мы попытались оживить идею жилого дома с историями в окнах. Как вышло глядите сами!».

Яръ Пикулѣвъ, художник, один из авторов проекта
ЧТО ДАЛЬШЕ?
Художники не просто «украшают» дом. Вместе с художниками работают журналисты, архитекторы, кураторы. Они законсервировали здание и исследуют его А еще к работе уже присоединились кураторы проекта «Том Сойер Фест — Иваново», у которых уже есть опыт большого волонтерского проекта по приведению в порядок усадьбы Соколовых в Иванове. Так что вполне реально, что летом 2021 года в Палехе пройдут каникулы «Том Сойер Феста» и участники «Русской Нарнии» создадут в усадьбе Дыдыкиных творческую резиденцию.
палИсад / public art

Куратор - Марина Галкина
Художники - Яр Пикулев, Марина Галкина
Дизайн, исполнение Ксения Гитис, Елизавета Корягина
Арт объединение Созвездие Редис

http://palekh.org

Фестивальная программа реализуется в онлайн формате на средства гранта ООГО «Российского фонда культуры», предоставленного в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура»