Усадьба Севрюговых в Кинешме
Усадьбы и особняки
Кинешма, ул. Социалистическая, д. 54
Уникальная вилла со сложным силуэтом и башенкой заметна даже с противоположного берега Волги. Дачу «Отрада» можно отнести к мануфактурному наследию Ивановской области. Она построена в 1904—1905 годах рядом с бумагопрядильной и ткацкой фабрикой.
Саму же фабрику неподалеку от Кинешмы основали в 1897 году Павел Севрюгов и Федор Елагин. Позже, в 1901 году, Елагин передаёт свою долю старшему сыну Севрюгова — Владимиру. Но тот живёт в Москве, а на месте, в Кинешме, дела ведёт его младший брат Николай. Вероятно, он и строит усадьбу на берегу Волги.
«Отрада» воспринималась именно как дача — служила купеческой семье для летнего отдыха.
Основная композиция двухэтажного особняка соответствует модерну, но в отдельных элементах — колоннах, полукруглой лоджии — прослеживается неоклассицизм. Дом окружал ландшафтный парк, к которому вела мраморная лестница.
В 1918 году фабрику национализировали, ее хозяин покинул Россию, а в доме ещё некоторое время жила прислуга. Затем в усадьбе размещались фабричное правление и дом отдыха, рабочий клуб, военный госпиталь, библиотеки, кружки, музыкальная и художественная школы.
Об интерьере можно судить лишь по записям книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область». На первом этаже находились парадные комнаты: дубовый кабинет, малая гостиная, вестибюль, зал-гостиная с колоннами, зеркалами и сценой. Гости могли выйти из бального зала на террасу и любоваться волжскими просторам. Комната рядом с залом была полностью занята аквариумом, что представляло собой невероятное по тем временам зрелище. На втором этаже, скорее всего, были жилые комнаты, декорированные лепниной.
Мраморная лестница с балюстрадами вела в парк из лиственниц, берез, сосен и тополей. Продолжением этой оси была лестница-спуск к гранитной набережной с лодочным причалом.
Увидеть все великолепие внутреннего декора сегодня, к сожалению, невозможно. Былая роскошь улавливается лишь в отдельных деталях интерьера: напольной плитке, кованой обрешетке, изящной лестнице, чудом уцелевшему книжному шкафу в кабинете. Дом охраняется и закрыт для посетителей, ведь находиться в нем небезопасно. Усадьба хоть и считается региональным памятником модерна и неоклассицизма, но заброшена и постепенно разрушается. Сад буквально поглотил лестницу, от набережной тоже практически ничего не осталось.
Зато вы можете увидеть другие достопримечательности Кинешмы.