Смоленская церковь

Адрес:
г.Южа, ул.Старая Южа

Деревянный Никольский храм в селе Южа-Никольское упоминается в документах 1628 года, но, очевидно, был построен еще раньше. Как говорит приходская летопись, в незапамятные времена крестьяне обрели здесь на пне маленькую медную икону Богоматери-Одигитрии (называвшейся на Руси с ХП в. Смоленской) и в честь Явления выстроили этот Никольский храм со Смоленским приделом. Велика была любовь народа к Богу и его храму.
Но со временем деревянный храм стал ветшать, и в 90-х гг. ХУШ в. рядом с ним иждивением дворян Опочинных (а именно Татьяны Федоровны, вдовы артиллерии поручика Николая Ивановича) в их Южском поместье был выстроен большой каменный храм, который назвали Смоленским. Южный придел храма посвятили св.Николаю. Храм был освящен архиепископом Владимирским и Суздальским Виктором (Онисимовым, на кафедре 1783-1800). Видя усердие народа к молитвенному почитанию Богородицы, каждый из владельцев Южи стремился что-то сделать для благоукрашения храма. В 1862-65 гг. И.А.Протасьев расширил трапезную и поставил новую колокольню (архитектор - Рейм), Л.А.Балин дал средства на поновление всех росписей и строительство хоров.
Владельцы Южских земель помогали храму не только средствами, но и предоставлением земельных угодий. Как говорит церковно-приходская летопись, храм располагал земельными и лесными угодьями, покосами, которыми пользовался церковный причт. При храме был большой церковный дом, в собственности псаломщика был другой дом, по соседству.
Известны имена 10 поколений священнослужителей храма:
1715 - Михаил Васильев, Андрей Семенов
1737 - Дмитрий Михайлов
1763 - Михаил Дмитриев
до 1824 - Аверкий Михайлов (1749-1824)
1824-33 - Петр Аверкиевич Люстров (ок.1796-1833)
1833-47 - Василий Федорович Шепелев (1800-1847)
1847-84 - Андрей Васильевич Миртов (1824-1899)
1884-1930-Евгений Павлович Алеев (ок.1860 - ?)
1929-39 - Виктор Александрович Покровский (ок.1870 - ?)
(?)1930-39 - Алексей Владимирович Протодьяконов.
Священник Алексий Владимирович Протодьяконов известен нам только по рассказам внучки Гайструк Варвары Александровны. С ее слов, он прослужил до закрытия храма в 1939 году (на фото 1915 г. он с супругой Варварой и детьми Александром, Николаем и Алексеем).
Наступило безбожное советское время, начались кампании по ликвидации церковных имуществ и закрытию храмов. В 1924 г. был закрыт соседний городской храм св. апостола Асинкрита, часть его святынь была передана Свято-Смоленскому храму. Энтузиазмом и самоотверженностью верующих Смоленская церковь почти до самой Отечественной войны сохранялась открытой, богослужения совершались до 1938 года включительно. В 1939 году она все же была закрыта. Бывший служитель причта Иван Пыренков возглавил комитет по расформированию церковных имуществ.
Во время войны на колокольне был устроен противовоздушный наблюдательный пост. Уже после ее окончания, в начале 50-х годов, сняли с петель двери, проломили окна и стены и, разграбив богатейший иконостас и великолепную старинную утварь, устроили машинно-мелиоративную станцию для ремонта тракторов и другой сельхозтехники. Здание церкви долго еще сохраняло свой благолепный вид, несмотря на варварское использование. В северной стене сделали два огромных пролома для въезда тракторов, на месте алтаря устроили мастерскую со станками. В пристройках организовывали разные склады, например, по приему кож, в сторожке - продуктовый, затем винный магазин.
Судьба колоколов неизвестна. Предположительно, один из них сохранился - колокол около двух пудов находится в пожарной части для сбора по тревоге при отсутствии электроэнергии. На колокольне видны следы расточки арочных сводов окон для пропихивания самого большого колокола (когда-то для помещения на колокольню). Колокола сбрасывали прямо по шахте колокольни, разобрав деревянные перекрытия. Во времена Хрущевских гонений была дана команда снести с вершины купола чугунный крест. Один из смельчаков забрался на самый верх, привязал к кресту стальной трос, нижний конец прикрепили к трактору. Когда взревел мотор, колеса машины стали рыть землю, крест же только немного согнулся. Таким памятником победы доброй христианской веры над легковесностью ниспровергателей святынь этот покосившийся крест оставался до 2001 года.
Вскоре пришло другое предписание: храм взорвать. Была создана комиссия по ликвидации храма. Когда просчитали количество взрывчатки, необходимой для сноса полутораметровых стен, оказалось, что взрыв в первую очередь снесет близлежащие деревянные дома. Идею со взрывом отложили. Около 1971-го года в ММС, расположенной в здании храма, произошло несчастье: одна из тяжелых машин во время ремонта сошла с места и раздавила о стену рабочего. Страшный крик слышали по всей улице. После этого случая рабочие стали отказываться от работы в здании храма, ММС перевели в Палех, и храм опустел. Замки на дверях скоро оказались снесены, храм стал притоном для юной шпаны. В 1972 году от костра, разожженного внутри, храм загорелся. Разбушевался страшный огонь, который уничтожил не только остатки росписей и алтарных преград, обуглились даже балки под самым куполом (на высоте около 17 м) и лопнула чугунная тяга (вторая, параллельная ей тяга промыслом Божиим сохранилась, т.к. в случае ее разрыва стены бы разошлись и купол обрушился бы внутрь). Сгорела вся стропильная система храма. Еще года два, как рассказывают жители, словно осенние листья с каждым порывом ветра с храма опадали листы железа. Вскоре обрушились своды алтарной части и шесть легких сводов трапезной.
Такой - сожженной и разгромленной – церковь простояла почти 30 лет. Местные жители разобрали по домам и участкам чугунные с литым узором плитки пола. Унесли почти все кованные решетки с окон (где сумели выломать). Разобрали бы и стены, да старинная известковая кладка не поддавалась советскому лому. Кирпичная изгородь однако не сохранилась. Уцелела церковная сторожка, в которой сначала жили обыватели, а потом был устроен винно-водочный магазин, закрывшийся около 1995 года. Кладбище, находившееся за сторожкой с южной и восточной сторон церковного здания, уничтожено полностью.
С 1939 по 1993-й годы в Юже никакой православной жизни не было. Верующие посещали храмы в п.Холуй или с.Красном Палехского р-на. В 1993-м году неподалеку от храма (200 м вниз в сторону центра города) из магазина устроили домовую церковь. Ее устроил по благословению Владыки и в ней служил иеромонах Варнава (?). Но при регистрации общины он не стал ее называть "Храмом Смоленской иконы", а зарегистрировал как "Приход св. апостола Асинкрита", имея ввиду взять хорошо сохранившееся здание церкви-богадельни в честь св. апостола Асинкрита. В 1995-м году он обращался к губернатору области с запросом о передаче здания в собственность церкви, но получил в 1996-м году отказ. Видимо, в то же время он и попросил в аренду пустовавшее здание нарсуда (бывшая дача Балина, перевезенная, кажется, из Нагорного).Тем временем, заброшенное здание магазина народ растащил на кирпичи (осенью 2000-го года были видны полторы оставшихся стены). С того времени Приход Асинкрита перебазировался в центр города в арендуемый молельный дом, где находится по настоящее время.
Роль катализатора в деле восстановления Свято-Смоленского храма на его историческом месте сыграли представители зарубежной церкви. В 1998 или 1999-м году они обратились к администрации района с просьбой передать им руинированное (после пожара 1972 года) здание Свято-Смоленского храма. Тогда-то благочинный Южского и Саввинского р-нов игумен Митрофан (Лаврентьев) и пообещал руководству взяться за восстановление. Он поручил своим духовным чадам из Южи заняться оформлением новой общины, связанной со Свято-смоленским храмом. В 1999-м году благочинный подыскал для восстановляемого прихода настоятеля, который стал готовиться к переезду в Ивановскую область. За 1999-2000 гг. инициативная группа мирян добилась регистрации общины в юридической палате, была изготовлена печать, произведены землеотвод и передача руин в собственность Ивановской епархии. 19 октября 2000 г. иерей Алексий Лихачев был назначен настоятелем восстанавливающегося храма.
9 декабря ему был выдан первый антиминс (для придела святителя Николая), а уже 19 декабря в здании сторожки, временно оборудованном под молитвенный зал, состоялась первая после 1939 г. Литургия. Храм стал оживать.
Однако для возрождения духовной жизни первостепенное значение имеют не камни и не стены, а та совместная жизнь и любовь о Господе, которая соединяет в одно целое сердца прихожан. Любовь к храму взывает к увековечиванию памяти тех, кто бережно сохранял его для нас, кто молился и трудился в нем.
Явление Неопалимой Купины в Юже
. Как выражается церковный народ, «по воле Божией» в духовную историю Южи вошло в конце ХХ века незаурядное событие – явление иконы Неопалимая купина. Явление икон – не столь уж редкое в масштабах всей Руси, но очень значимое событие для христианской жизни любого края и, тем более, отдельного селения. Это явление наблюдалось в Юже два раза, следы явления хранятся в нашем храме.

Возврат к списку