Интересные факты о Юрьевце

В 1652 году царем Алексеем Михайловичем городу поставлен протопопом один из вождей старообрядства, «ревнитель чистоты веры», знаменитый правдолюбец, писатель Аввакум Петров. «И тут прожил немного – только осм недель…» (с мая по июнь).
Надо отметить вольный характер жителей города и уезда, в пределах современного района не знавших крепостного права. Крестьяне были государственными, дворцовыми.
«Дьявол научил попов, и мужиков, и баб: пришли к патриархову приказу, где я духовные дела делал, и вытаща меня ис приказу собранием,- человек с тысящу и с полторы их было, - среди улицы били батожьем и топтали. И бабы были с рычагами, грех ради моих убили замертва и бросили под избной угол. Воевода (Дионис Крюков) с пушкарями прибежал и, ухватя меня, на лошеди умчал в мое дворишко, и пушкарей около двора поставил. Людие же ко двору приступают, и по граду молва велика. Наипаче ж попы и бабы, которых унимал от блудни, вопят: «Убить вора, да и тело собакам в ров кинем! Аз же отдохня, по трех днях ночью, покиня жену и дети, по Волге сам-третей ушел к Москве…».
Аввакум служил в соборной деревянной пятиглавой Спасской церкви, что стояла на месте современного каменного пятиглавого собора. Эта каменная церковь, возведенная в 1733 году по архитектуре повторяет деревянную, у которой звонница была рядом «на вешелах».  
Ему приписывают 43 сочинения, в том числе знаменитое «Житие», «Книга бесед», «Книга толкований», «Книга обличений» и др. Его считают родоначальником новой российской словесности, вольного образного слова, исповедальной прозы. У «жития» есть главное отличие от других произведений того времени — грубый язык, нарочитая простота. В произведении не отражены литературные каноны и нормы. Его автор Аввакум Петров писал: «Занеже люблю свой русский природный язык, виршами философскими не обыкл речи красить». Аввакум положил начало автобиографии, до него она практически не существовала.

Возврат к списку