ЛИТЕРАТУРНО – КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ КОНСТАНТИНА БАЛЬМОНТА

Адрес:
г. Шуя пл. Ленина д. 2.

График работы:
Вторник – пятница  10.00 – 17.00 (перерыв 12.30 – 13.00)
Суббота, воскресенье  10.00 – 16.00 (без перерыва)
Выходной день – понедельник.
Последняя пятница месяца – санитарный день


Это первый в России музей, отражающий судьбу, творчество и наследие поэта Серебряного века К.Д. Бальмонта и раскрывающий историю его родины – шуйской земли.
Основу фондов музея составляет богатое собрание Шуйского краеведческого музея, открытого 1 января 1968 года по инициативе шуян. Многие шуяне передали в музей свои частные коллекции и семейные раритеты, положив начало одному из крупнейших музейных собраний Ивановской области.

Музей расположен в исторической части города, на территории бывшего посада вблизи кремля. Сохранился высокий земляной вал, часть водного рва – фрагменты оборонительных сооружений древнего города, первое упоминание о котором встречается в Никоновской летописи в 1539 году в связи с разорением Шуи татарским ханом Сафа-Гиреем.
Здание музея привлекает своей необычной архитектурой, в его облике прослеживаются два этапа строительства. Центральная часть представляет собой типичную городскую каменную застройку начала XIX века, здесь первоначально размещались присутственные места, затем городская дума. В 1898 году шуйский городской голова С.А. Щеколдин поставил вопрос о перестройке здания, которое не соответствовало красивому виду города. План реконструкции, разработанный в строительном отделении Владимирского губернского правления, включал пристройку правого и левого крыла, а также парадного крыльца к старой части здания. Строительные работы, начатые в 1904 году, были завершены в 1906 году, и здание приобрело современный вид. Сохранившийся богатый декор фасада в виде наличников и венчающие здание двухцветные шатры позволяют отнести данный памятник к редким образцам зодчества в «русском стиле». Замечательна и свободная планировка внутри помещения. Открывающаяся взору центральная парадная лестница вестибюля является своеобразным приглашением пройти по анфиладе залов и познакомиться с экспозицией музея.
Ядро музейного собрания – краеведческая коллекция. Традиционная ее часть – естественно-научная коллекция, представленная в отделе природы, пользуется большой популярностью, как у взрослых, так и у самых маленьких посетителей. В экспозиции демонстрируются насекомые, птицы и звери, встречающиеся в угодьях Шуйского района, а также редчайшие виды животного мира.
Особого внимания заслуживает коллекция лосиных рогов, переданная в дар музею Б.А. Здоровым – старейшим охотоведом. В музее можно увидеть уникальную зоологическую коллекцию (яиц птиц 541 ед.), коллекцию бабочек (883 ед.) и шишек (57 ед.) – дар шуянина Ивана Петровича Цепляева – страстного исследователя природы.
Краеведческую коллекцию музея невозможно представить без материалов, повествующих об истории города и его жителях на протяжении веков. Экспозиция «Шуя в истории государства Российского» - это попытка осветить основные этапы развития провинции в контексте крупных событий русского общества.
Раздел «Шуя в XVII веке» небольшой, однако экспонаты, представленные в нем, редкие и запоминающиеся. Колорит эпохи создает портрет (парсунного письма) инокини Марфы – матери царя Михаила Федоровича Романова и подлинные предметы того времени, найденные в Шуе и ее окрестностях. Это помесячная таможенная печать, нательный крест «Никита-бесогон», богослужебная книга «Триодь цветная» и др. Старинную Шуйскую писцовую книгу Афанасия Векова (1629 г.) иллюстрирует макет кремля Шуи – работа талантливого местного умельца Л.М. Лебедева (с. Введенье Шуйского района).
Шуйская земля издавна славилась своими ремеслами и промыслами. В экспозицию включены не только изделия кузнецов, резчиков по дереву, скорняков, но и изысканные по рисунку и технике исполнения образцы строчки и вышивки. В коллекции текстиля представлен женский костюм, включающий старинные головные уборы – кокошники, украшенные золотой нитью и речным жемчугом, платки ручной набойки шуйских фабрик, одежду купеческого сословия: бурнус, салоп и т.д.
Процесс становления города со всеми проявлениями административной, хозяйственной и культурной жизни демонстрируют другие коллекции собрания. Наиболее ценными в этом плане являются личные документальные фонды Шуйских купеческих династий Киселевых, Болотовых, Романовых, Поповых и др. Это около шести тысяч старинных документов, ранние из которых датированы началом XIX века. В них отражены торговые связи купеческой Шуи, зарождение мануфактур, быт и уклад семей, их пожертвования на развитие учебных, медицинских учреждений, на благоустройство города и на строительство православных храмов и монастырей. Картина города была бы неполной без показа фотографий шуйских фотографов, получивших российскую известность в изданиях Коняева и Волова. Уникальным явлением можно считать и фотоколлекцию семьи Никоновых, которая насчитывает более 2650 негативов и фотографий, отражающих жизнь шуян почти за 100 лет.
Жемчужина собрания – художественная коллекция. У ее истоков стоит актриса, коллекционер, меценат Екатерина Яковлевна Мазурова (1900-1995). В биографии заслуженной артистки РСФСР маленький текстильный городок имел судьбоносное значение. Одна из ее ролей, сыгранная на сцене Шуйского городского театра, положила начало большой творческой деятельности. Советский зритель знает ее по фильмам «Дело было в Пенькове», «Когда деревья были большими», «Джентльмены удачи», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», «Руслан и Людмила», «Сибирь». Искусство становится неотделимой частью ее жизни. С 1930-х годов Екатерина Яковлевна начинает собирать антиквариат. Непритязательная, скромная в быту, она отдавала все средства на приобретение образцов русской и зарубежной живописи и декоративно-прикладного искусства. Актриса не обладала искусствоведческим образованием, но у нее, как у любого страстно увлеченного и влюбленного в свое дело человека, было природное дарование, которое помогало отличить подлинник от подделки, выбрать наиболее ценные в художественном отношении произведения. В 1972 году после посещения Шуи Екатерина Мазурова принимает решение передать в дар шуянам свою частную коллекцию.
Шедеврами этого собрания являются полотна Н.Г. Шильдера «Мужской портрет» 1889 г., И.С. Галкина «Женский портрет» 1905 г., А.В. Маковского «Мужской портрет» 1896 г., А.И. Левитана «Старушка» 1892 г. и уникальные миниатюрные портреты. Коллекция фарфора дает возможность представить разные этапы развития керамического производства как в России, так и за рубежом, знакомит с изделиями частных крестьянских заводов и крупных мануфактур России конца XIX – начала XX вв.
Мазурова не только передала коллекцию, но и стала организатором первых творческих выставок художников Москвы на площадках музея. Благодаря ей шуяне познакомились с работами известного художника Е.Д. Спасского (1900-1985), знавшего лично С. Есенина, К. Бальмонта, Д. Бурлюка и других известных современников его времени.
Любопытно, что вслед за Екатериной Яковлевной в художественную коллекцию музея стали поступать новые дары. Это работы московских художников С.П. Курылева, А.И. Кречетова, С.А. Лучишкина, М. Кеслер; коллекция декоративно-прикладного искусства «Художественные промыслы России», собранная О.Г. Стебелевой, и коллекция Н.В. Ждановой «Народное искусство Китая XX века».
Раритет собрания – Бальмонтовская коллекция. Самой молодой частью музейного собрания можно назвать коллекцию материалов, связанную с жизнью и деятельность русского поэта-символиста Константина Бальмонта (1867-1942). Несмотря на то, что в краеведческую коллекцию и ранее входили документы, отражающие общественную деятельность семьи Бальмонт, известной в Шуйском уезде с 1834 года, все же началом целенаправленного комплектования этой коллекции следует считать 1993 год, когда городские власти приняли решение о популяризации творчества К.Д. Бальмонта на его родине.
Литературная коллекция насчитывает 3907 единиц хранения. Это уникальные мемориальные предметы, прижизненные издания К.Д. Бальмонта, документы, усадебный комплекс и библиотека музея, включающая разделы: литературная жизнь России XIX – начала XX в., современные издания сочинений К. Бальмонта им наследие поэтов и писателей Ивановского края, живопись и графика.
Наиболее ценные поступления последних лет – мемориальные документы и предметы – дар музею дочери поэта Светланы Шаль (США): книга Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» с автографом Бальмонта, перочистка, серебряная ручка, подаренная поэтом своей жене Е.А. Андреевой-Бальмонт и др.
Несомненным музейным раритетом стал дар профессора Сорбонны Нины Константиновны Рауш фон Траубенберг (Франция). Это два автографа поэта: письмо и стихотворение «Музыка», серебряная перьевая ручка К.Д. Бальмонта и муфта, которую Константин Дмитриевич подарил юной Нине Рауш фон Траубенберг.
Подлинные документы, рукописный текст письма, книга с автографом К. Бальмонта переданы в музей внуком известного русского художника В.Д. Поленова – Александром Александровичем Ляпиным (Франция). Каждый экспонат этой зарубежной Бальмонтовской коллекции интересен многогранной информацией, которая вводит нас в круг общения поэта, детализирует некоторые события из его заграничной жизни.

Дополнительно музеем предлагается посещение села Якиманна (погоста «Якиманский», где находится усыпальница родителей поэта) и усадьбы Бальмонтов в с. Гумнищи Шуйского района.

Возврат к списку