Щулепников и Шаляпин

С местечком Порошино, что недалеко от Плеса, связано имя великого русского артиста - Федора Ивановича Шаляпина. В 1910 году артист готовился к постановке оперы «Борис Годунов» Мусоргского и совершал поездки по историческим местам. На этот раз его сопровождал художник Николай Александрович Клодт, театральный декоратор и пейзажист.

Ф. И. Шаляпин любил и отлично понимал родную природу, восхищался пейзажами русских художников, особенно левитановскими. Он говорил: «Всякий раз, когда я пою романс Рубинштейна на слова Пушкина «Слыхали ль вы за рощей глас ночной.. .»,  я почти всегда думаю о Левитане».

И вот, путешествуя по Волге, Шаляпин и Клодт сделали остановку в Плесе для того, чтобы увидеть левитановские места и низко поклониться им в знак незабвенной памяти великого художника.
Маленький городок встретил путешественников тишиной и гостеприимством. Они бродили по крутым улочкам, поднимались на горы, уходили в окрестности, отыскивая места и уголки, где работал Исаак Ильич. Познакомились с местным помещиком А. С. Щулепниковым, который пригласил их в свое имение Утешное, стоявшее на высоком волжском берегу, в нескольких верстах от города.

Помещик жил с женой Екатериной Ивановной и детьми Сергеем и Ксенией. Имение было небольшое, земли мало, но хозяин вел свои дела по последнему слову агрономической науки. Он выписывал сельскохозяйственные журналы, следил за всеми новинками. Скота держал немного, но породистого; чистокровных лошадей, приобретал самую новую сельскохозяйственную технику, элитные семена. И поэтому хозяйство было прибыльным.
Приглашение Шаляпиным было принято, и они жили несколько дней в имении, бродили по окрестностям, не уставая восхищаться волжской природой. Шаляпин ловил рыбу, рисовал, помогал косить луг и убирать сено. Часто пел. Его дивный голос далеко разносился над волжскими просторами. С замиранием сердца слушали его рыбаки и матросы, с проплывающих мимо барж. Слушали Шаляпина и работавшие на полях крестьяне. Им нравились задушевные песни «Не велят Машеньке за речку ходить», «Хорошо было детинушке сыпать ласковы слова». Певец исполнял, конечно, и русскую «Дубинушку». Как правило, ее подтягивали и присутствующие. Артист вел себя просто: вечерами вместе с крестьянскими парнями и девушками водил хороводы, плясал.

Изумительны летние вечера на Волге - тихие, задумчивые, позолоченные уходящим солнцем. Восхищенный волжской природой, укладом помещичьей жизни. Шаляпин купил у Щулепникова участок земли, усадьбу Хмельницы, в двух верстах от Утешного и попросил построить дачу.

Александр Сергеевич исполнил просьбу, дача была готова принять хозяина уже в начале 1914 года. Ее окружал парк, в котором росли молодые липы, а вокруг раскинулась березовая роща. Но Шаляпин в своей даче так и не жил. По одной из версий, он приехал, посмотрел, остался недоволен тем, что березовая роща заслоняет вид на Волгу, и уехал, чтобы больше никогда не возвращаться в свое имение.
А какая же история гостеприимной семьи?..

Щулепниковы были в дружелюбных отношениях с населением окружающих деревень, да и с плесской знатью. Крестьянам помогали не только советами, но и семенным зерном, племенным молодняком, а в голодные годы и хлебом. И наверно потому, когда в 1917 году имение национализировали, сделали коммуну, в которую вошла вся прислуга и батраки - они выбрали председателем коммуны хозяина имения Щулепникова Александра Сергеевича и обращались к нему по-старому - «барин», и работали так с ним несколько лет.

В 1922 году по ленинскому декрету началось создание домов отдыха. Тогда же был открыт дом отдыха на даче бывшего государственного сановника фон Плеве. А в 1923 году - на даче Шаляпина. Перед этим к даче были сделаны пристройки с обеих сторон. В 50-х годах дома отдыха были объединены в один, с единым управлением.

Правое крыло дачи занимают уютные спальные палаты. В левом разместилась обширная библиотека. Рядом с нею находится мемориальная комната Ф. И. Шаляпина. На видном месте - большой портрет артиста. Многочисленные снимки и рисунки на стендах показывают Шаляпина в разные периоды его творческой жизни. Здесь же радиола воспроизводит с пластинок живой голос Федора Ивановича, исполняющего романсы, песни и арии из опер. В комнате выставлен огромный самовар, который, как рассказывают, был приобретен для шаляпинской дачи.

Автор: И. Антонов «ПЛЕС. Навстречу 600-летию города (1410-2010)»

Возврат к списку