Интересные факты о Плесе

Плес географически сориентирован необычно,
на высоком правом волжском берегу как форпост рубежей Московского государства в начале XV века.  Ориентировался лицом на Волгу, которую он должен был контролировать. Здесь прямое русло реки протянулось на 20 километров. Это обстоятельство обеспечивало хороший просмотр водной магистрали.

Здесь река течет с запада на восток, а Плес стоит на правом берегу (в этом месте он южный). Таким образом, город оказался построенным лицом на север. В ориентации по сторонам света – уникальная освещенность Плеса. Так в северном полушарии города не строят. Плес, таким образом большую часть дня освещен солнцем с тыла, как бы изнутри.

Такая  особенность освещения города интересна и ценна тем, кто профессионально работает со светоцветовой игрой открытого пространства, - художникам-пейзажистам.

Если находиться  внутри города и смотреть с южной стороны (со стороны солнца) весь предметный антураж городской среды: дома, здания, улицы, дороги, площадь и пр., Волга с Заволжьем – освещены солнцем. Весь этот предметный мир хорошо виден в отраженном от его поверхностей свете, т.е. визуально воспринимается светящимся, как бы «горящим».

Этот эффект чрезвычайно важен в живописи. Известно, что избыточно яркий свет (а это соответствует середине дня, когда солнцестоит высоко над горизонтом) как бы «забивает» цветность предметов, их локальный цвет «выбеливается», а блики воспринимаются вообще белесыми. Цвет, таким образом, в этих местах перестает работать. Вот почему освещенные прямым солнечным светом поверхности домов, зданий, церквей и др. объектов городской среды могут быть в соответствии с замыслом декоративно расцвечены, насыщены цветом, украшены. Их же теневые и полутеневые части живописно нюансированы. Это открывает возможность дополнительного придания изображению жизнерадостности, а самой живописи полноценности.

И это осуществимо в разное время суток и любой сезон. Такой уникальный эффект дарит богатые возможности творцам  пейзажного искусства создавать новые, неповторимые произведения.

По материалам научно-практической конференции «XII Плесские чтения»
В. А. Беляев

Возврат к списку