Интересные факты о Плесе

В 1892 году Антон Павлович Чехов опубликовал в журнале "Север" рассказ "Попрыгунья" - и разразился скандал. "Герои" рассказа узнали себя, и все узнали их. В докторе Осипе Дымове легко угадывался Дмитрий Павлович Кувшинников. В "попрыгунье", его жене Ольге Ивановне, - Софья Петровна Кувшинникова. В художнике Рябовском - Левитан. Ведь Исаак Ильич, как и Рябовский, давал Кувшинниковой уроки живописи, они вместе ездили на этюды на Волгу, меж ними был длительный роман.
Большинство знакомых  осуждало Чехова. Антон Павлович пытался оправдаться. "Можете себе представить, - жаловался он Л.А.Авиловой 29 апреля 1892 года, - одна знакомая моя, 42-летняя дама, узнала себя в двадцатилетней героине моей "Попрыгуньи", и меня вся Москва обвиняет в пасквиле. Главная улика - внешнее сходство: дама пишет красками, муж у нее доктор и живет она с художником". 
Больше всех обиделся Левитан. Исаак Ильич хотел было вызвать Чехова на дуэль. Его отговорили. Но он рассорился со своим бывшим другом на несколько лет. Софья Петровна навсегда порвала с ним всякие отношения. 

Словом, Чехов нехорошо поступил с женщиной, которая относилась к нему искренне, доброжелательно, принимала у себя дома. Так считали почти все, кто знал Софью Петровну. Бесспорно, Кувшинникова была гораздо человечнее, глубже, одареннее, своеобразнее, чем героиня рассказа. Она никак не походила на ветреную, легкомысленную и пустую Ольгу Ивановну

Кто же такая Софья Петровна Кувшинникова? Она родилась в Москве в 1857 году в семье крупного чиновника П.Н.Сафонова, не чуждого литературе и искусству. Детство ее и юность прошли в артистической обстановке. Она занималась музыкой и живописью, участвовала в любительских спектаклях. Именовала себя "жрицей душевного, умственного и художественного". Таковой осталась и после замужества. 

В скромной казенной квартире она устроила литературный и художественный салон, довольно популярный в Москве в 1880 - 1890 годах. Сюда по вечерам съезжались очень интересные люди. Часто бывали А.П.Чехов и его брат Михаил Павлович, писатели Е.П.Гославский, С.С.Голоушев (С.Глаголь), Т.Л.Щепкина-Куперник, артисты М.Н.Ермолова, А.П.Ленский, Л.Н.Ленская, А.И.Южин, Е.Д.Турчанинова, К.С.Лощинский (Шиловский), Л.Д.Донской, композитор Ю.С.Сахновский. Из художников - А.С.Степанов, Н.В.Досекин, Ф.И.Рерберг, А.Л.Ржевская, Д.А.Щербиновский, М.О.Микешин... Живописец А.А.Волков вспоминал, что "когда приезжал в Москву И.Е.Репин, то непременно посещал салон Кувшинниковой". 

В августе 1886 года братья Чеховы привели сюда Левитана, который нашел в Софье Петровне и Дмитрии Павловиче "горячих поклонников и ревностных друзей". Кувшинникова становится его ученицей. Исаак Ильич находит у нее понимание своего творчества, беспредельную и безотказную преданность. И он сильно к ней привязывается. 
Поначалу отношения между Софьей Петровной и Антоном Павловичем складывались самые дружеские. Правда, Чехов относился к Софье Петровне несколько насмешливо, называя ее "Сафо". Они часто встречались. А 21 апреля 1890 года Чехова, уезжавшего на Сахалин, до Троице-Сергиевой лавры провожали его, надо полагать, лучшие друзья - Левитан и Кувшинникова. Затем скандал и полный разрыв. 

Теперь о Софье Петровне Кувшинниковой как о художнице. Несомненно, она была одарена. Ее работы - пейзажи и натюрморты - экспонировались в 1887-1906 годах почти на всех периодических выставках Московского общества любителей художеств, которое приняло ее в свои члены за картину "Монастырские ворота". Кроме того, Софья Петровна участвовала на XXXIII выставке Товарищества передвижников, на некоторых петербургских выставках Академии художеств. 

Но самой, пожалуй, высокой оценкой дарования художницы стало то, что в 1888 году ее картину "Интерьер церкви Петра и Павла в Плесе" приобретает для своей галереи Павел Михайлович Третьяков. Теперь Третьяковка обладает тремя работами Софьи Петровны. К названной мною присоединились "Весенний пейзаж" и этюд "Дерево на краю поля". 

Кувшинникова в течение восьми лет - с 1886 по 1894 год - была любимой ученицей и близким другом Исаака Ильича Левитана. Она сыграла огромную и благотворную роль в его жизни и творчестве. В свою очередь, в работах Софьи Петровны, конечно же, чувствуется "левитановский" настрой, повторяются даже сюжеты его работ, что, кстати, дало возможность мошенникам пейзажи Кувшинниковой выдавать за произведения ее учителя. Но тем не менее порой в работах Софьи Петровны есть свой, пусть негромкий голос. Они непритязательны, камерны, уютны, написаны с большим вкусом и пониманием природы. 

Известно, что одна картина Кувшинниковой находится в Московском музее А.П.Чехова. Вероятно, ее пейзажи можно найти в Музее И.И.Левитана в Плесе, в других музеях страны. Но в большинстве своем они рассеяны по личным собраниям, никем не изучались, никогда не показывались вместе на персональной выставке художницы. 

После разрыва летом 1894 года Левитан и Кувшинникова больше не виделись. Но Софья Петровна всегда тепло и благодарно отзывалась о Левитане. 

Летом 1907 года Софья Петровна Кувшинникова по доброте душевной ухаживала за одинокой художницей, больной тифом, заразилась от нее и скончалась. Где ее могила, неизвестно. 

Возврат к списку