История города Кинешма

Давным-давно места эти были затеряны в лесах и болотах, среди которых редко-редко попадались малочисленные поселения коренных жителей Верхнего Поволжья из числа финно-угорских племен.

На берегах рек на месте городов в свое время стояли городища и селища племен меря, мурома — далеких предшественников современных марийцев и финнов. Поселения свои меряне и мурома окружали глубокими рвами. А на частоколе изгороди, возведенной вдоль земляной насыпи, белели охранительные черепа пращуров... В XI—XIII веках сюда проникают первые славяне. Где огнем, где топором отвоевывали они у дремучего леса новые участки пахоты под рожь, гречиху, просо, мак, лен... Помимо плужного земледелия край обязан славянам высоким развитием ремесел: кузнечного, ткацкого, строительного, гончарного. Обычно славяне и финноязычные племена селились по соседству, а то и в одном поселке, роднились между собой, вместе отражали нападения врагов. Те и другие поклонялись языческим богам.

О характерных приметах формирования новой культуры в начале второго тысячелетия рассказывают археологические находки: соединение финно-угорских языческих и древнерусских православных символов на украшениях, изменения в традициях погребальных обрядов. Произошедшее слияние двух народов привело впоследствии к появлению русской нации, самобытной русской культуры.

Первое письменное упоминание о Кинешме относится к началу XVI века и содержится в так называемой духовной грамоте — завещании Великого Князя Ивана Васильевича. В 1504 году «Великий Князь Московский и Божией Милостью Великий Государь Белой Руси» Иван III пожаловал Кинешму в удел князю Ф.И.Вельскому по случаю бракосочетания последнего с царской племянницей княжной Рязанской, что и подтвердил в завещании.

default.jpeg
Духовная грамота Великого князя Московского Ивана III. 1504 г.

«А что есми пожаловал князя Федора Ивановича Вельского, дал есми ему в вотчину город Лух с волостъми, да волости Вичугу, да Кинешму, да Чихачев...»

В эпоху позднего средневековья Кинешма представляла собой крепость, один из форпостов Руси на Волге. Возвышаясь с севера над крутым берегом реки, крепость была окружена рвами и валами, а по всему периметру укреплена бревенчатыми стенами.

В начале XVII столетия, в период польско-литовской интервенции, граждане и поселяне Кинешмы дали достойный отпор вражескому отряду пана Лисовского. В мае 1609 года посадские люди и окрестные крестьяне под руководством воеводы Федора Боборыкина трижды вступали в бой с неприятелем на подступах к крепости ( с отрядами поляков и примкнувших к ним изменников со стороны московского княжества Лисовского и Тышкевича). Кинешемское ополчение дважды потерпело поражение, последнее сражение произошло под городскими стенами, на посадской площади (на месте ныне существующей площади Революции). Героически защищали кинешемцы город, но силы были неравны, и крепость пала. Позднее на местах битв были возведены часовни в память о погибших кинешемцах.

«... на торговой посадской площади произошла последняя ожесточенная битва последних сил собравшегося ополчения с неприятелем. Несмотря на всю отчаянную храбрость ополчения, бой был не равен; неприятель был сильнее, и ополчение здесь было истреблено окончательно. Неприятель ворвался в город. Здесь, в соборном храме, как на месте последней защиты и убежища, заперлись многие из горожан, решившись скорее принять венец мученический, чем сдаться рассвирепевшему и беспощадному врагу. Не имея очевидно возможности проникнуть внутрь храма, «поганые» сожгли его со всем, что находилось в нем».

священник альтовский.jpg
Священник Иоанн Альтовский, протоиерей Троицко-Успенского кафедрального собора. Начало ХХв. Фото из коллекции ГКХИМ

books.jpeg
Кинешма в смутное время и геройский подвиг ея 26 мая 1609 г.» Брошюра. И. Альтовский. 1909 г.

«После разорения Кинешмы Лисовским многие семьи осиротели; они лишились своих отцов, мужей, сыновей, своих кормильцев... Ввиду того, что нашествие Лисовского на Кинешму было накануне праздника Вознесения Господня, то в память этого события и был основан и устроен Вознесенский женский монастырь. В этом женском монастыре и нашли себе приют и церковное утешение многие вдовы и сироты после убиенных защитников граждан и поселян... В этот монастырь, а потом и в приходскую церковь Вознесенскую на праздник Вознесения Господня во многолюдстве собирались на всенощное бдение и литургию поселяне и поселянки в особенном траурном уборе - в серых кафтанах и темных платках, а по окончании обедни они переодевались в цветные платья. Это был местный вековой обычай, и он строго выполнялся до половины прошлого века».

При формировании отряда ополчения под предводительством Минина иПожарского в Нижнем Новгороде путь ополчения пролегал на Москву вдоль волжских городов через Кинешму. Разорённый и сожжённый дотла город внёс ощутимый вклад в ополчение живой силой, деньгами и провизией, кроме этого, кинешемцы помогли ополчению добраться до Костромы по разлившимся в то время рекам.

К 1616 году Кинешма становится центром Кинешемского уезда, в состав которого вошли Кинешемская, Вичугская, Мериновская и Владыченская волости, основным населением уездного центра являются ремесленники и торговцы. Город благодаря удачному географическому расположению ведёт широкую торговлю с другими городами Поволжья, северо-запада России и Москвой.

1708 г. Кинешма входила в число 20 городов Архангелогородской губернии. С 1719 г. — в состав Ярославской провинции; а по табелю 1745 г. — в состав Ярославской провинции уже Московской губернии. В 1777 г. в ходе административной реформы Кинешма была причислена к Костромскому наместничеству и стала уездным городом Костромской губернии. 29 мая 1779 Указом Сената Кинешме был пожалован герб.

«Ее Величество приказала остановить галеры подле его усадьбы. Царица была восторженно встречена крестьянами близлежащих деревень. Побывала в церкви на обедни. После чего посетила дом генерала, где изволила кушать. К столу приглашены были... князь Николай Иванович Козловский с супругою. Возле кресел Государыни стояла дочь генерала Бибикова и две дочери князя Козловского...»

Обед для Императрицы накрыли близ села Борщевка Кинешемского уезда, в имении царского сановника Бибикова на самом берегу Волги. По легенде, во время известного путешествия Екатерины II на одиннадцати галерах по Волге, Императрица пожелала сойти на берег, привлеченная несказанными красотами. В свите сопровождали фаворит царицы граф Григорий Орлов, английский посол Маккартней, шведский барон Рибинг и испанский виконт Дегерреро. Визиту соприсутствовал кинешемский предводитель князь Козловский. Ека- терина Великая осталась довольна, визитом и пожаловала Кинешме герб.

«В первой части щита часть герба Костромского: корма галерная с тремя фонарями и с опущенными лестницами, в голубом поле. Во второй части, в зеленом поле, два свертка полотна, в знак того, что сей город оными производит торг».

соляные варницы.jpeg
По слову Карамзина, еще в конце XVI века в России обрели известность кинешемские соляные варницы.

Солеварение в районе было старейшим и стабильным промыслом до самого XVIII века. Далее следовали обработка металлов (кузнецы, серебреники,замочники)и изготовление одежды и обуви (ру-кавишники, портные, сапожники, епанечники). Но мелкому кустарничеству и промыслам предавалась только четверть посадских дворов, остальное население занималось торговлей.

Кинешма второй половины XVIII века увлеченно предается ремеслам: иконописному, портному, кузнечному, сапожному, рукавишному, а также выделке деревянной посуды, кадок, ковшей, лопат и лаптей. Женщины прядут, ткут холсты, упражняются в рукоделии, вяжут варе-ги, плетут кружева для дома и на продажу. Большинство кинешемцев практикует обработку льна и шерсти, в свободные от полевых работ зимние месяцы делая холсты и сермяжные сукна.

К концу XVIII века кинешемскими холстами и полотнами уже вполне оживленно торгуют на окрестных ярмарках и вывозят в большом количестве к Санкт-Петербургскому порту и в Москву.

БорисКустодиев На базаре.1902г.jpg
БорисКустодиев «На базаре»,1902г

Едва неспешные низовья Волги сбрасывали ледяную кожу, первые торговые суда преодолевали сопротивление могучего и полноводного течения. Купцы устремлялись вверх к Архангельску и вниз к Астрахани, расчищая своим товарам путь на европейские рынки и восточные базары. Русские города черпали кинешемскую рыбу, традиционные хлеб с солью и лапти с корзинами. Встречные потоки груженых судов сходились обыкновенно на исходе июля близ Макарьевского монастыря. Волжская обитель святого Макария как нельзя лучше подходила для того, чтобы под ее покровительством устроить ярмарку, ставшую впоследствии «зело великим сходбищем». Но не только на Макарьевскую, а позднее Нижегородскую ярмарку они направлялись. Не менее отважно претендовал на благосклонность купеческих «транзитов» небольшой уездный городок Костромской губернии, отличавшийся выгодным географическим положением. К тому же население его в большинстве торговало с незапамятных времен. Не иначе в этом качестве обессмертили Кинешму «певцы российского купечества» Александр Островский и Борис Кустодиев «... А что у меня сегодня хорошее настроение, так это вот почему: сегодня здесь базар, именно то, для чего я сюда ехал, да базар такой, что я как обалделый (извини за такое выражение, не особенно красивое, но верное) только стоял да смотрел, желая обладать сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть и запомнить и передать. Положительно глаза разбежались. Сколько интересного, что и годами не перепишешь! Если даже сделать одну сотую всего этого так, как было. То будет здорово!».

Б.М. Кустодиев. Из письма Ю. Прошинской. 1901 год.

«В Кинешме бывают две ярмарки: одна в июне месяце менее значительная, которая продолжается около недели. Другая Воздвиженская, которая начинается 14 сентября и тянется вплоть до октября месяца...

Сбыт полотен, называемый повинным бором, производится в определенные дни. Для покупки полотен приезжают на ярмарки окружные купцы, преимущественно вичужские; для продажи их собираются издалека крестьяне, приезжая иногда верст за 30 и более. Купцы располагаются в лавках, продавцы со своими коробками где-нибудь около них или на площади. Часов в 10утра торг начинается: купцы открывают свои лавки, и крестьяне, взяв на головы куски полотен, осаждают своих покупщиков. При этом деятельность купцов необыкновенно жива: посмотреть, оценить, смерять полотно, рассчитать сколько следует заплатить за него денег и отдать их - все это дело одной минуты...

В Кинешму на ярмарки приезжают иногда различные панорамы, восковые фигуры с непременным изображением Соломонова суда. Тут же рядом с балаганами, высятся горы репчатого лука, благоуханные испарения которого на далекое пространство заражают воздух. Далее, около городских рядов, открывается несколько на скорую руку построенных лавок с разным товаром. Некоторые из них заняты хрустальною, фарфоровою, фаянсовою и просто глиня-ною посудой... Далее две или три лавки с куклами.

Далее вы находите одну галантерейную лавку из Костромы и одну с чаем и сахаром из Ярославля. Сверх товаров, занимающих лавки, многое продается на открытом воздухе на рогожках: так например деревянная посуда, так называемая - балахнинская и пр…

После полудня, когда весь привезенный крестьянами товар уже продан, начинается настоящее гулянье.

чернов-плесский сенная площадь.jpg
Л.М. Чернов-Плесский. 1883—1938. Сенная площадь. Холст, масло

Уже с середины XVIII века Кинешма становится не только торговым, но и промышленным центром.

Первая фабрика, основанная в 1752 году Данилой Земским в окрестностях города, скупала старые тряпки, из которых вырабатывалась оберточная и почтовая голландская бумага, переправлявшаяся на продажу в Петербург. В 1758 году кинешемский купец I гильдии Иван Никифорович Таланов основал первую в Кинешме полотняную фабрику (останки ее можно и теперь созерцать близ здания мэрии).

Первые ткацкие производства закупали, главным образом, на ярмарках и торжках льняную пряжу и выпускали не только грубые холсты, но также салфетки, скатерти и фламское полотно равендук и каламенок, тонкое бельевое полотно самого высокого качества. Продукция имела большую оценку на различных выставках и даже сбывалась морским путем в Англию, где шло якобы на нужды английского флота.

Кинешемский край вскоре занимает выдающееся место в производстве хлопчатобумажных тканей. В 1812 году появляется бумажная фабрика Ивана Капитоновича Коновалова, а к концу века в уезде уже существуют 16 крупных фабрик Морокиных, Миндовского, Севрюговых, Разореновых и др.

24 июня 1812 года началась Отечественная война, и вновь кинешемцы встали на защиту своего государства; было сформировано кинешемское ополчение, во главе ополчения встал генерал-лейтенант Бардаков. Кинешемское ополчение влилось в костромское (насчитывающее 11 тысяч человек) и вошло в состав армии Кутузова.

Новым стимулом в развитии города стала железная дорога, связавшая в 1871 году Кинешму с Москвой. Основная заслуга в строительстве железной дороги принадлежит местным промышленникам, строившим и открывавшим в то время новые производства. Уже во второй половине XIX века были построены химические заводы по производству красителей и купороса, чугунолитейный завод, деревообрабатывающие и другие предприятия. Были распространены скорняжное, овчинное и спажное ремёсла. Город вновь стремительно строится и развивается; появляется множество новых предприятий на обоих берегах Волги и прилегающих реках (Кинешемка, Томна, Казуха). Промышленники строят кроме заводов и фабрик множество собственных усадеб с парками, большая часть которых сохранилась до настоящего времени в разных частях города и пригорода.

Советский период ознаменовался периодом бурного экономического развития, увеличения численности населения города и развития инфраструктуры.

Уже к моменту объявления советской власти в городе (26 октября 1917 года) была хорошо развита промышленность: текстильная, химическая, пищевая, машиностроение, электротехническая. В советские времена эти начинания были поддержаны — начиная с 1930-х годов начинается массовое перевооружение всех отраслей народного хозяйства. Появляются и совершенно новые производства.

В советский период появляется и множество культурных объектов

Кризис 90-х годов не пережили многие предприятия Кинешмы.

В 2003 году был достроен мост через Волгу в автомобильном исполнении, построена полукружная западная объездная автодорога, которая соединила шоссе Ковров — Кинешма с волжским мостом, благодаря чему транзитный транспорт частично перестал въезжать в город. В 2010 году завершена реконструкция Волжского бульвара и берегоукрепительные мероприятия в центральной части города, от устья реки Казоха до речного вокзала, благодаря чему на этом участке появилась нижняя набережная. Приказом Министерства культуры РФ № 418/339 от 29 июля 2010 г. Кинешма утверждена как историческое поселение.