Купцы Куражевы

Имя купцов Куражевых широко известно городским обывателям. До настоящего времени в Иваново сохранились куражевские торговые ряды (между ул. Смирнова и Красногвардейской), в самом центре города стоит дом Куражевых с бакалейным магазином (пр. Ленина, 6), напротив – еще один их магазин (пр. Ленина, 5). Куражевы  занимались оптовой и розничной бакалейной торговлей в крупных масштабах. На рубеже XIX-ХХ вв. Николаю и Василию Ивановичам Куражевым принадлежал Торговый дом братьев Куражевых, в Кинешме у них было Кинешемское мукомольное товарищество.
Вышли Куражевы из крестьян и всегда придерживались старой веры. Первым в купеческую гильдию перешел Андрей Иванович Куражев (ок. 1806-1868). В 1859 г. он вместе со всем своим семейством («6 душ мужеска пола и 5 душ женска») записался в московское купечество 3 гильдии. Умер Андрей Иванович уже московским купцом 2 гильдии.
Андрей Иванович и все его предки были староверами-поповцами. Правда, около 1848 г. Андрей Иванович с открытием в с. Иваново единоверческой Благовещенской церкви поддался общим настроениям и перешел с семейством в единоверие. Но все 12 лет «он был неспокоен совестью», поэтому, едва получив желаемое купеческое звание, он тут же (в октябре 1859 г.) перешел в веру отцов и дедов, т.е. вернулся в старообрядческое поповство, «что в Москве на Рогожском кладбище». В старообрядчество, как и в купечество, он перешел вместе со всем своим указанным семейством. Больше Куражевы старой вере не изменяли. На них писали доносы, их вызывали на беседы в Духовную консисторию, всячески увещевали, но Куражевы твердо стояли на своем.
Наиболее яркий след в истории ивановского старообрядчества оставили внуки Андрея Ивановича, дети его старшего сына Ивана Николай и Василий. Начнем с того, что оба венчались в ивановской старообрядческой часовне близ Соковского моста (вполне вероятно, что и крестились они там же). В июле 1876 г. был заключен брак Николая Ивановича Куражева с крестьянкой Вязниковского уезда с. Зименки (ныне Шуйский р-н) Анной Павловой Трусовой (мать невесты – Александра Кондратьевна Пискарева). Спустя 8 лет в той же часовне 27 января 1884 г. венчался уже Василий Иванович Куражев с шуйской купеческой дочерью Матреной Тарасьевной, урожденной Турлаповой (родители невесты Тарас Александрович и Елена Ивановна). В браке родились дети: Дмитрий (1887 г.р.), Авдотья (1889 г.р.), Александра (1891 г.р.), Клавдия (1892 г.р.), Валентина (1899 г.р.), Сергей (1909 г.р.). С конца 80-х братья Н.И. и В.И. Куражевы стали попечителями старообрядческой моленной.
4 апреля и 27 августа 1908 г. владимирским губернским правлением в г. Иваново-Вознесенск была зарегистрирована община старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии, под наименованием «Казанская старообрядческая община» с распространением деятельности на г. Иваново-Вознесенск, села Алферьево и Кохму, деревни Марицино, Игницево, Кривцово Шуйского уезда и д. Баскаково Середской волости Нерехтского уезда. Совет общины состоял из 8 человек. Председателем общины был избран Николай Иванович Куражев.
Еще ранее в 1907 г. часовню реконструировали в церковь. Старообрядческий храм освятили во имя иконы Казанской Божьей Матери, святителя Николая, а также святой Троицы. По проекту П.Г. Бегена было надстроено чердачное помещение, основной объем увенчан пятиглавием, возведены главки над алтарем, трапезной и западным крыльцом с восьмиконечными крестами. В 1910 г. к столетнему юбилею, храм окружили каменой оградой с металлическими решетками, были построены вторые ворота со звонницей.
100-летие старообрядческого храма торжественно отмечалось 6 декабря 1910 г. в канун дня св. Николы. Праздничную службу (всенощное бдение, литургию и молебен св. Николе с водосвятием) совершал преосвященный Александр, епископ рязанский и егорьевский. Очевидец события так описывал происходящее: «После освящения воды процессия с хоругвями и святыми иконами в подобающем порядке торжественно вышла во двор церковный к месту, где были приготовлены к поднятию колокола, которые владыка окропил святой водой и благословил поднимать. Поистине была трогательна сия минута, когда первый большой колокол (100 пуд) плавно стал подниматься на звонницу. Невольно у многих на глазах появились слезы умиления и вместе с тем несказанной радости исполнились сердца присутствующих прихожан от сего трогательного зрелища». Всего 6 декабря 1910 г. на звонницу были подняты 9 колоколов весом в 207 пудов. Все колокола были пожертвованы старостой церкви ивановским купцом Н.И. Куражевым. Праздничные мероприятия закончились торжественной речью владыки Александра, после которой Н.И. Куражеву была поднесена икона св. Николы в серебряном окладе и жемчужной ризе, «имя которого он носит и тезоименинство свое в этот день справляет». Член совета общины Г.М. Голубев, зачитал Куражеву памятный адрес, «написанный готическими буквами и вложенный в серебряную папку».
День 6 декабря 1910 г. был незабываемым и в жизни младшего брата, Василия Ивановича Куражева. В этот день он был награжден серебряной нагрудной медалью с надписью «за усердие» на Станиславской ленте. В наградных бумагах высоко оценивалась его двенадцатилетняя (с 1898 г.) бескорыстная работа казначеем в Сиротском городском суде. Поэтому и медаль вручалась «за особое усердие и ревностное исполнение возложенных на него по означенной должности обязанностей».
До самой революции братья Куражевы не оставляли заботами старообрядческий храм. В 1916 г. они купили под снос каменный двухэтажный дом, стоящий с северной стороны от Казанской церкви. Этот дом загораживал храм с северной стороны «и отнимал у него некоторый вид».
Переворот 1917 года все поставил с ног на голову. Герои прежних лет в одночасье стали людьми хулимыми и гонимыми. По слухам, Николай Иванович Куражев был расстрелян в первые революционные годы. Потом, уже в советское время его безосновательно обвиняли в расстреле иваново-вознесенских рабочих 10 августа 1915 г. К младшему брату Василию Ивановичу судьба была более благосклонна. Известно, что в 20-е годы Василий Иванович Куражев, его жена Матрена Тарасьевна, дочь Клавдия и жена Николая Ивановича Анна Павловна оставались прихожанами старообрядческой Казанской церкви.

Автор – Кабанов А.Е.

Возврат к списку