Аренский Антон Степанович

Аренский Антон Степанович

Русский композитор, пианист, дирижер, педагог, профессор Московской консерватории. На рубеже XIX-XX вв. его оперы, симфонические и камерные сочинения, особенно же фортепианные произведения и романсы, звучали постоянно, ставились в лучших театрах, исполнялись знаменитыми артистами, горячо принимались критикой и публикой.

В 1882 г. Аренский окончил Петербургскую. Проявил яркий талант, был удостоен золотой медали и приглашен в Московскую консерваторию преподавателем теоретических предметов, позже композиции. В Москве Аренский сблизился с Чайковским и Танеевым. Влияние первого стало определяющим для музыкального творчества Аренского, второй стал близким другом. По просьбе Танеева Чайковский отдал Аренскому либретто своей ранней уничтоженной оперы «Воевода» — и появилась опера «Сон на Волге», с успехом поставленная московским Большим театром в 1890 г. Чайковский назвал ее одной из лучших, «а местами даже превосходной русской оперой» и добавил: «Сцена сна Воеводы заставила меня пролить немало сладких слез».

Эту оперу А.С. Аренский писал в усадьбе Фроловка (в черте современного города Заволжска), когда гостил там у своей тети Софьи Антиповны Потехиной.

Среди прославленных исполнителей сочинений Аренского был Ф. Шаляпин. В особом, распространенном в начале века жанре мелодекламации с исполнением сочинений Аренского выступала В. Комиссаржевская; слушатели запомнили ее чтение на музыке «Как хороши, как свежи были розы...» Выше других современных русских композиторов ценил Аренского Лев Толстой, и в частности, сюиты для двух фортепиано, действительно принадлежащие к лучшему из написанного Аренским.

Возврат к списку