Храм Воскресения Христова

Адрес:
Ивановская обл., г.Вичуга, ул.1-я Библиотечная, 12

   Храм  Воскресения Христова (Красная церковь) в Тезине, один из крупнейших храмов Центральной России, памятник русского культового зодчества начала XX века в неорусском стиле, сохранивший уникальное оформление фасадов майоликовыми панно.  Церковь  возведена по проекту московского архитектора  И. С. Кузнецова на средства местного фабриканта  И. А. Кокорева  в память о трагически погибшей дочери.

   Храм Воскресения Христова расположен в части города Вичуги, где раньше располагалось село Тезино. До середины шестидесятых годов девятнадцатого века Тезино было деревней прихода Покровской церкви села Хренова. Дальность расстояния приходских деревень от церкви вынуждали заботиться об образовании самостоятельных приходов с устройством новых храмов. По этой причине в 1864 году в Тезине был построен деревянный храм Апостолов Петра и Павла с приделом в честь Смоленской иконы Божией матери. Со временем население Тезина увеличилось, и появилась необходимость в создании нового, более просторного храма, который и был построен в 1911 году на средства фабриканта И.Кокорева в память о его трагически погибшей дочери.

   8 июня (26 мая по старому стилю) 1907 года 19-летняя младшая дочь И. А. Кокорева Лидия перед сном поправляла у иконы лампадку. Внезапно подул ветер из открытого окна, и от стоящих на столе свечей на девушке вспыхнула одежда. Ожоги были столь велики, что через пять дней она скончалась. 30 мая (12 июня) 1908 года в годовщину смерти Лидии была проведена торжественная закладка храма. Храм выполнен из красного кирпича без отделки, видимо, символизируя этим огонь. Освящение храма состоялось 5 (18) июня 1911 года. Правый придел был посвящён мученице Лидии.

   Увенчанное пятиглавием монументальное кирпичное здание в неорусском стиле возведено по проекту московского архитектора И.С. Кузнецова. Фасады церкви, соединенной с высотой, украшенной несколькими рядами кокошников колокольней, декорированы уникальными майоликовыми панно, не встречающимися более ни в одном сооружении и, к большому сожалению, почти утраченными в настоящее время. Поражает не имеющее ни столбов, ни колонн огромное внутреннее пространство храма, сплошь покрытого живописью, масляными красками, выполненной художниками мастерской известного палехского иконописца Сафонова.

   В 1930-е годы храм был закрыт для прихожан. Первоначально в здании располагалась кузница, потом в нем была установлена трансформаторная подстанция фабрики «Красный Профинтерн» и телевизионный ретранслятор. С середины семидесятых здесь был оборудован склад промышленных товаров Вичугского торга.

   В декабре 1989 года исполком городского Совета народных депутатов принял решение о передаче здания для нужд верующих. С этого времени началась большая работа по заготовке материалов и проведению ремонта, были восстановлены купола, подняты на колокольню и установлены колокола, выполнена реконструкция иконостаса, ведется роспись стен и сводов храма.

   По внешнему облику церковь представляет собой оригинальное сочетание мотивов древнерусской архитектуры XV-XVI веков и стиля модерна. «Древний» вид храму придают узкие щелевидные окна, разделенные на три части фасада, завершенные полукружиями – закомарами. Вся постройка выполнена из красного кирпича на извести в смеси с яичными белками без облицовки. Особой необычностью архитектурных форм поражала современников узкая высокая колокольня, чем-то напоминающая фабричную трубу. Над тремя входами в храм, а с восточной стороны – над алтарем, разместились огромные многоцветные майоликовые панно в стиле модерн с изображением святых и символических многофигурных композиций.

   Помещение не имеет опорных столбов, а кровля устроена на бетонных сводах. Церковь может вместить до 3000 человек. Интерьер украшает огромный шестиярусный иконостас 14 метров высотой, богато украшенный в древнерусском стиле. Живопись, сплошь покрывавшая внутри стены и своды, выполнена также в древнерусской манере художниками палехской мастерской Сафонова и состоит из более чем 400 сюжетов.

   Богатейшее внутреннее убранство, включая лампады, паникадила, хоругви, подсвечники, было выполнено в едином стиле по эскизам И.С. Кузнецова.

Возврат к списку