Храмовый комплекс Церковь Вознесения Господня и Собор Николая Чудотворца, с.Верхний Ландех

Адрес:
п.Верхний Ландех, ул.Пионерская, д.2

Уже более 250 лет стоит в центре Верхнего Ландеха самое старое культовое сооружение района — Вознесенская церковь, построенная в 1731 году

В начале 30-х годов XVIII века было царствование императрицы Анны Иоанновны, слабой, неумной, впоследствии сдавшей все правление страной курляндскому выходцу Бирону. Но положение страны на международной арене прочно, петровские реформы и победа нал Швецией превратили Россию в мощную державу. Происходит развитие городов, а также крупных сел, к которым относился и Верхний Ландех.
    
Старая деревянная церковь, посвященная празднику Вознесения, уже не могла вместить всю паству. О том, что она была посвящена празднику Вознесения, можно говорить с большой степенью точности, поскольку существовала традиция строить на месте деревянных одноименные «каменные» церкви, кроме того, возможно, деревянное здание обветшало. Назрела необходимость строительства нового, которое жители села, подержанные церковными властями, решили создать «каменным».
    
Во владимирских архивах найдена запись, которая гласит: «Каменная церковь во имя Вознесения господня... построена в 1731 году на средства крестьянина Льва Прокопьевича Наумова». Этот Наумов, несомненно, крестьянином был уже чисто номинально скорее, купцом, разбогатевшим на гребне петровских реформ. Кроме того, вряд ли все средства дал он: часть их собиралась и с прихожан... Как бы то ни было, средства были собраны.
    
Наконец, прибыла артель мастеров «каменных дел». Встал вопрос: какою же должна быть новая Вознесенская церковь? Типов храмов в русском зодчестве было немало Рядом со строящейся стояла еще действующая деревянная церковь. И жители села, вместе с Наумовым, привыкшие к ее виду, возможно, попросили, а точнее — потребовали, сделать кирпичное здание похожим на старое. Это тоже случалось весьма часто. Заказчики не только определяли тип здания, но иногда перечисляли даже отдельные декоративные элементы.
    
Эта церковь принадлежит к распространенному в XVIII веке архитектурному типу, носящему название «восьмерик на четверике». Исследователи древнерусского искусства доказали, что этот тип несомненно восходит к деревянному зодчеству, то есть возник именно как тип деревянных церквей. А уже потом, где-то в XVII веке, мастера каменных дел взяли его как образец для себя. Он достаточно прост по конструкции: строится обычно квадратное в плане здание («четверик»), а затем на нем возводится восьмиугольная надстройка («восьмерик»), Такой мы видим и Вознесенскую церковь.
    
Четверик ее очень высок: вполне возможно, что и здесь строители следовали пожеланиям заказчиков, повторяли по их велению пропорции деревянного прототипа.
    
Декоративное оформление Вознесенской церкви довольно скупое и строгое. По углам четверика и восьмерика пущены плоские сомкнутые выступы-лопатки, которые опять напоминают о деревянном оригинале - ведь в деревянных церквах углы часто обшивались досками, и в данном случае лопатки их имитируют. По верху обоих главных объемов горизонтально проходят колючие треугольно-зубчатые городчатые пояса, а пониже такого пояса на восьмерике — еще поясок из ромбовидных кирпичей. Декор дополняют наличники.
    
Можно сказать, что в оформлении церкви преобладают элементы XVII века и только сравнительно большие окна относятся уже к веку XVIII. С запада к почти недекорированной трапезной части церкви примыкает трехъярусная колокольня со шпилем, обычное для XVIII века сооружение. Нижний ярус ее — высокий, строго украшенный четверик - гармонирует с высотой четверика основного здания.
    
Никольский собор, построенный в Верхнем Ландехе в 1863 году, через два года после отмены крепостного права в России, принадлежит к интереснейшим с архитектурной точки зрения сооружениям района. И не только района: в соседних районах построек подобного типа тоже нет.
    
Сооружен собор на средства прихожан, автор проекта и строители его неизвестны.
    
Интересен же он тем, что в нем в общих чертах, пусть часто только внешне, имитированы, повторены некоторые черты древнерусского строительного искусства 12—13 веков.
    
Впрочем, копирование древних сооружений, конечно, не входило в задачу зодчих XIX века. Они хотели передать только самое основное, только очертания, только часть конструктивного духа той эпохи. Думается, это им удалось.
    
И в самом деле, взглянув на Никольский собор, мы увидим в нем определенное сходство с такими знаменитыми памятниками, как Успенский собор во Владимире или Рождественский в Суздале.
    
Церковь Николая Чудотворца. Характерная для сер. 19 в. культовая постройка в русско-византийском стиле, близком кругу работ К. Тона.
    
Никольский собор был построен на месте сгоревшей в 1815 году деревянной церкви, вероятно, одноименной. Но новый собор имел уже три «престола». Главный был посвящен самому популярному и России общеправославному святому Николаю, а два других — чисто русским «святым» — «равноапостольному князю Владимиру» и «благоверному князю Александру Невскому».

Возврат к списку