Клуб им.Ленина

Адрес:
г. Родники, ул. Советская, д. 14

   В рамках социальной программы по заданию Красильщиковых, архитектор Леонид Романович Сологуб разработал индивидуальный проект здания Общественного собрания (бывший клуб АО «Родтекст»).

   В 1912 году на месте сгоревшего деревянного здания было возведено новое, но из-за нехватки денег и других трудностей в проект здания пришлось внести существенные поправки. Так, это уникальное здание лишилось северного крыла с малым залом во втором этаже, а большой зрительный зал – балкона, что отрицательно сказалось на его акустике. В целом же архитектурное и скульптурное оформление здания выдержаны в соответствии с проектом. Выполнено оно было в классическом стиле и признанно «монументальным». А о том, что не удалось воплотить в 1912 году, Красильщиковы сказали: "Достроим потом".

   Торжества по случаю открытия этого культурного очага в Родниках состоялись в феврале 1913 года. Само здание предназначалось не для прохожих и всех "кому не лень", а для членов клуба – прослойки,  достаточно развитых, культурных и инициативных рабочих, служащих и интеллигенции фабричного села, которые принимались в члены клуба по рекомендации не менее трех уважаемых людей с записью в тот или иной кружок художественной самодеятельности. Они получали членский билет и медный жетон – пропуск в само здание. Все члены клуба платили вступительные и ежегодные денежные взносы и имели строго определенные обязанности, отраженные в уставе.

   Кому довелось быть на открытии этого нового в Родниках очага культуры, вспоминали об этом событии как о сказочном сне. В зрительном зеле сверкала золотая люстра, в фойе и в зале потолки поражали великолепием лепнины на библейские темы. Ниши стен украшали греческие сосуды, а по сторонам стояли скульптуры римских и греческих философов. На торжество из Москвы и Петербурга съехались знаменитые артисты: солист Мариинского театра В.И. Касторский, солист Большого театра С.И. Мигай и многие другие. Для этого случая многие пошили себе бальные платья и фраки. Перед публикой на «бис!» спели сам Николай Михайлович и его красавица - жена Елизавета Алексеевна, также чудесная певица, удостоившаяся вдохновенной кисти художника В.А. Серова, написавшего ее портрет.

   В 1918году в здании расположился "Пролеткульт", а следом комитеты партии большевиков и комсомола. Под лепниной на библейские темы атеисты-безбожники чувствовали себя неуютно, а поэтому "юные конармейцы" в считанные дни сбили почти всю лепнину с потолков. В таком виде здание простояло до 1924 года, когда Общественное собрание, по решению ВЦИК СССР стало именоваться клубом имени В.И.Ленина.

   В новых условиях клубу пришлось пережить и утраты. Комсомолец двадцатых годов А. Чистов писал в своих воспоминаниях: "На чердаке клуба был резервуар на 10 000 ведер воды. Эта канистра должна быть наполнена водой, разливающейся по всей системе. Часто, как только мы резервуар наполняли, воду приходилось снова сливать, так как обнаруживались течи в новых и новых местах. Опять приходилось менять худые радиаторы и трубы. Но люди после работы приходили в клуб и работали там до полуночи. Это было адски тяжело, но ведь клуб – средоточие всей общественной жизни, а поэтому надо было, во что бы то ни стало решать эту задачу. При этом клубная работа не затихала ни на минуту".

   Дочь знаменитого в Родниках фабричного доктора Д.А.Булашевича О.Д.Герман при Красильщиковых являлась членом Общественного собрания и поэтому поводу рассказывала, что Общественное собрание имело автономную систему от котла, стоявшего в подвальном помещении. После революции там все было брошено на самотек и из-за халатности "пролеткультовцев" отопительная система не раз замерзала и лопалась, вода заливала оба этажа клуба, паркетные полы превращались в ледяные катки, стены здания покрывались сосулями. Отопительную систему к фабричным котельным подключили лишь в 1924 году, когда пустили долго стоявшие фабрики в работу. Тогда же выяснилось, что дорогой реквизит Общественного собрания бесследно исчез.

   Новые испытания клубу пришлось пережить в первый год Великой Отечественной войны, когда в начале зимы 1941-1942 годов клуб превратился в медсанбат для "сортировки" раненых бойцов и командиров, поступавших по железной дороге с Калининского фронта. На первых порах кровати и нары с ранеными размещались в фойе и зрительном зале, где им оказывали первую медицинскую помощь, а потом развозили по госпиталям, а скончавшихся – в братские могилы на кладбище. И тогда, после освобождения клуба от раненых, профком комбината "Большевик" многого там не досчитался и, что всем бросилось в глаза, не стало дорогих золоченых люстр, которые так украшали клубные залы. Утешались тогда обывательским лозунгом: "Война все спишет…".

   1960-е годы стали золотой страницей в истории клуба имени Ленина. Тогда художественная самодеятельность клуба считалась одной из лучших в России. Хоровой, танцевальный и музыкальный коллективы, как правило, выходили победителями и призерами областных и республиканских смотров народного творчества во многом благодаря таланту руководителей и ветеранов клуба, помнящих бывшее Общественное собрание Красильщиковых не понаслышке.

   На протяжении 90 лет клуб оставался местом отдыха родниковцев. Здесь проходило много интересных мероприятий: «Играй, гармонь», «Золотой шлягер», дискотеки для молодежи, кукольные спектакли для детей. Несколько лет подряд здесь проводился фестиваль искусств «Красная гвоздика». Ежегодно приезжали сюда знаменитые артисты со всей России.

Сейчас в клубе располагается торговый центр "КЛУБничка".

Возврат к списку