Тихон Лухский

Пятьсот лет тому назад (около 1493 года) в местечке Kопытово, "что на три поприща от Луха", после долгих странствий по северо-восточным русским землям поселился инок-отшельник, ставший в дальнейшем основателем иноческого скита, который впоследствии вырос в Луховской Николаевский мужской монастырь, известный более под названием Тихоновой Пустыни. Имя ему преподобный Тихон Лухский. Чудотворец.

О происхождении преподобного Тихона известно, что он был "Ни литвин, ни поляк,- а родом был из Малороссии" или из тех ее областей, которые в те времена были в подданстве Литовскому княжеству. Известно также, что родился он в первой половине ХУ веки и что родители его были люди благочестивые, так как дали сыну своему Тимофею (мирское имя) хорошее по тому времени образование (в Литве и Польше) и вместе с тем воспитали его в духе православия, христианской нравственности.

Поселившись в Копытове, он избегает общения с местным людом, проводя дни в молитвенных бдениях и постоянных трудах, возделывая клочок скудной земли и вырезая различные деревянные изделия, в том числе и посуду. Свои работы он "полагал при дороге, и здесь же вместо них крестьяне покупали для него хлеб". Даровых приношений он не касался. В обители более 400 лет трепетно сохранились как бесценные реликвии два ковша и блюдо, сделанные по преданию руками преподобного.

Характеризуя Луховского отшельника как высокообразованную художественно одаренную личность, невольно задаешься вопросом: а не эти ли качества преподобного послужили толчком к развитию грамотности Лухской округи? Ведь уже в 1571 году в Подмонастырской слободе, образовавшейся у стен обители, была начата писцовая книга крестьянином Дмитрием Горенкиным и подьячим Лукой Мартемьяновым.

Несмотря на стремление Тихона к уединению, вокруг него постепенно собирается несколько иноков, образуется скит. К тому времени (1498 г.) владельцем этих земель становится князь Федор Иванович Бельский. Земли эти, как сказано в духовном завещании Иоанна Ш, - Лух, Вичуга, Кинешма и Чихачев со смежными селениями, - были отданы Бельскому Великим князем Иоанном Ш в приданое своей племяннице - дочери любимой его сестры княгиня Анны Рязанской. Видимо, добрые прежние отношения воина Тимофея и князя Бельского, а также слава в народе о подвигах преподобного сыграли решающую роль в том, что князь подарил братии небольшое место вблизи Копытова на слиянии рек Лух и Бозополь. Так получил начало Иноческий скит, первой постройкой которого на этой земле стала маленькая деревянная церковь во имя святителя и чудотворца Николая.

Тихон отказывается быть настоятелем, предпочитая до самой смерти быть простым рясофорным монахом. Однако по-прежнему оставался духовным наставником братии. "Нищета и труд - прямой путь к опасению", утверждает он, и этот завет становится главным для обители на долгие годы. Собственность у монастыря появляется лишь в 70-х годах ХУ1 века. "Они были нищих нищайшие", - пишет писатель рукописного Жития. Нищета их доходила до такой степени, что представившегося преподобного (Тихон Лухокий скончался в день своего ангела 16 июня 1503 г.) не в чем было похоронить. Лишь неожиданно явившийся посланник от Нифонта, епископа Суздальского, привез монашеское одеяние для усопшего и спас положение.

В 1570 году преподобный был причислен к лику святых Православной Русской церковью. Было установлено празднование Тихонова дня: 16 июня - в день его кончины и 26 июня - в день обретения нетленных его мощей (29 июня и 9 июля по новому стилю).

Пренебрежение к суетной славе мира, отказ от земных богатств во благо собирания души и осознание любви к ближнему как "главианы добротелей" - вот главные качества духовного облика преподобного, которые ставят его в один ряд с великими подвижниками ХУ века.

Возврат к списку