Братья Чернецовы

Братья Чернецовы — Григорий Григорьевич Чернецов (12 (24) ноября 1802, Лух — 8 (20) мая 1865, Санкт-Петербург) и Никанор Григорьевич Чернецов (21 июня (2 июля) 1805, там же — 11 (23) января 1879, там же) — русские пейзажисты 1-й половины XIX века.

Братья родились в городе Лух (Костромская губерния) в семье иконописца. Лишь по счастливому стечению обстоятельств окончили Академию художеств в Санкт-Петербурге. Неизвестно, как бы сложилась судьба одаренных юношей, не окажись в 1820 году в Лухе известный писатель и географ, издатель «Отечественных записок» П.П. Свиньин. Будучи сам известным художником, он сразу оценил талант семнадцатилетнего Григория и посоветовал ему поступить в Академию художеств. По началу зачисление Г. Чернецову было отказано. Тогда он по совету того же Свиньина отправился в Санкт-Петербург, где получил признание президента Академии А.Н. Оленина и по его рекомендации был зачислен в число «посторонних» (сверхштатных) учеников.

В 1823 году таким же учеником становится и Никанор Чернецов, о котором уже позаботился член «Общества поощрения художников» В.И. Григорович.Наставником у Чернецовых в Академии были известный мастер резцовой гравюры и литографии С.Ф. Галактионов и крупный представитель романтизма М.Н. Воробьев. Проявив большое усердие, братья Чернецовы в 1828 году окончили полный курс Академии. Приняв участие в конкурсе выпускников, оба получили золотые медали: Григорий – за работу «Военная галерея Зимнего Дворца», а Никанор – за «Перспективный вид Французской галерее в Эрмитаже». В 1831 году Григорию, а в 1832 и Никанору было присвоено звание «Академик живописи».

Одной из наиболее известной работой Григория Чернецова является «Парад на Царицынском лугу», где вопреки традиции на первом плане изображены не марширующие войска, а зрители – среди которых не только официальные лица, но и знаменитые современники: писатели, артисты, художники, музыканты.

В 1838 году братья они совершили путешествие от истоков до устья реки Волги. Почти год находясь в плавании, Чернецовы собрали богатейший этнографический, археологический и нумизматический материал. Во время плавания братья выполнили 1981 рисунок и эскиз берегов Волги. Волжские этюды воплотились в грандиозную панораму длиною 746 метров.

Яркой страницей биографии выдающихся художников является их дружба с А.С. Пушкиным. До нас дошла записка великого поэта, адресованная Г. Чернецову: «Апрель.1832 год. Ты хотел видеть Тифлисского живописца, уговорись с ним, когда бы нам вместе к нему поехать, да, можешь ли ты обедать завтра у меня? А.П.» Кстати, известный литературовед Л. Вуич считал, что под «тифлисским живописцем» Пушкин с иронией подразумевал Никанора Чернецова, только что возвратившегося с Кавказа.

Как известно, при написании своих произведений А.С. Пушкин любил делать различные зарисовки. На одной из страниц чернового варианта знаменитой поэмы Евгений Онегин поэт изобразил Григория Чернецова.

Кроме изображения Пушкина, среди прочих на картине «Парад на Царицыном лугу», среди рисунков Русского музея сохранился карандаш, сделанного рукою Г.Чернецова надпись: «Рисовано с натуры 1832 года апреля 15 дня. Роста в два аршина, пять вершков с половиною». Знаком был с поэтом и Никанор. Сохранился его рисунок «Вид Дарьяла, взятая с дороги, идущей с Тифлиса во Владикавказ 1830 года сентября 22 дня». На рисунке пометка Н. Чернецова «писана была картина для поэта А.С. Пушкина». Создана картина позднее на основе этого рисунка полотно «Дарьяльское ущелье». Было вывешено в последней квартире поэта на Мойке, сейчас выставлено в Государственном музее А.С.Пушкина В Москве.

В 1837 году братья, потрясенные гибелью поэта, пишут картину «Пушкин в Бахчисарайском дворце» - это была дань памяти. Фигуру поэта написал Григорий, интерьер дворца – Никанор. В память о выдающихся живописцах носят улицы в Лухе и Юрьевце.

Именно Чернецовы, как известные живописцы, академики живописи, в 1833 году выступили перед городской Думой с инициативой об открытии в Лухе училища. Под будущее училище был арендован дом мещанина Е.И.Костакова за 96 рублей в год. В конце Х1Х века для размещения училища на Миллионной (ныне Советской) улице были построены два каменных здания, сохранившиеся до настоящего времени. В начале ХХ века училище было разделено на три – женское двухгодичное, мужское приходское двухгодичное, и мужское высшее начальное (с трехлетним сроком обучения). Открытие училища в Лухе пришлось как раз кстати, так как в 1847г. духовное училище вместе с духовным правлением было переведено в Кинешму.

В 1840-х гг. Чернецовы в основном работают за границей. В Италии Григорий пишет большой протокольно точный портрет в пейзаже "Русские художники в Риме в 1842 году" (1842). Изображены А. А. Иванов, Ф. А Бруни, И. К Айвазовский, А Н. Мокрицкий, А. В. Тыранов (всего 43 портрета) на фоне развалин римского Форума. У Никанора появляется несколько самых свободных, самых живописных и гармоничных в его творчестве пейзажей ("Колизей", 1840; "Грот в окрестностях Рима", 1840-е, и др.).

Новые мотивы художники привезли из стран Ближнего Востока. В Петербурге они пробовали издавать тетради литографий с видами Палестины, но успеха не было, и издание пришлось прекратить. Материальные дела Чернецовых расстраиваются. Они пишут еще по прежним впечатлениям виды разных мест: Григорий - "Площадь Святого Петра в Риме во время папского богослужения", "Мертвое море" (обе 1850), "Подземная часовня в Иерусалиме" (1852); Никанор - "Вид Юрьевца-Повольского" (1851), "Вид на Волге" (1852), "Вид города Ярославля", "Вид города Саратова при закате солнца" (оба 1860), "Вид Иерусалима с Елеонской горы" (1863) и др.

Возврат к списку