Ансамбль Воскресенской Церкви

Адрес:
Лежневский район, с. Воскресенское

   В центре села Воскресенское внимание привлекают скорбные руины большой и красивой церкви на обрывистом берегу Ухтохмы. Эта каменная церковь была выстроена еще при Петре I, в 1713 году, вместо бывшей здесь прежде деревянной и освящена так же, как и прежняя, в честь Воскрешения Господня. Потому и называлась Воскресенская. Разорена и разрушена сельская святыня в 1937 году.

   Хотя Воскресенская церковь подверглась жестокому разрушению, тем не менее, руины и сегодня еще дают достаточно точное представление о ее прежнем облике. Выстроена она была по подобию ковчега. Ковчег символизирует церковь, совершающую по бурному житейскому морю свой путь к царствию небесному.

   Воскресенская церковь – бесспорное творчество московских мастеров. Прекрасный памятник своего времени. Поставлен храм по канонам церковного зодчества – алтарем на восток. Именно с востока ожидается второе пришествие Христа в День Суда и Воздаяния.

   Декоративные убранства фасадов выполнены из фигурного кирпича. Оконные и дверные проемы украшены рельефными наличниками. Купол заканчивался традиционным пятиглавием, самая  большая глава, расположенная в середине, посвящена Христу, остальные - четырем евангелистам. Кирпичные стены  снаружи были оштукатурены и окрашены золотисто-желтым цветом с отделкой рельефных деталей и украшений розовым тоном. Приятные цветовые сочетания, сильно полинявшие за давностью беспризорных лет, все еще легко угадываются.

   Архитектурные формы церкви величественны и изящны, легки и просты. От этого она казалась еще выше, стройнее, живописнее, поражая силой труда и таланта строителей. Надо полагать, щедрой и доброй души были люди, создавшие эту ненаглядную красоту.

   Воскресенская церковь была замечательна не только своей архитектурой, но и прекрасным интерьером, дорогим убранством, от которого теперь почти ничего не осталось. Внутри она воспринималась высокой, светлой и просторной.

   Совершенно изумительной красоты живопись покрывала стены. Картины на сюжеты библейских и евангельских событий были очень декоративны и познавательны. Сохранившиеся до сего дня на варварски изуродованных стенах остатки поблекших картин: «Моление о чаше», «Уверение апостола Фомы», «Омовение ног», «Избиение младенцев» – неоспоримые свидетельства высокого уровня мастерства художников. Привлечение к работе живописцев столь высокого мастерства можно объяснить большими материальными вложениями прихожан и бывших в то время владельцев села. Ими были последовательно князья Прозоровские, графы и бароны Строгановы, князья Голицыны.

   Живопись, украшавшая полутораметровой толщины стены и мощные столбы – колонны, поддерживающие своды, как бы лишала их тяжести, массивности, делала легкими. Сохранившиеся остатки росписей подтверждают справедливость рассказов-свидетельств о былом, необычайно великолепном, убранстве храма.

   В 1751 году князь Голицын, тогдашний владелец села Воскресенского, с северной стороны на краю берегового обрыва пристроил к храму придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы со своим алтарем и небольшой главой над сводом.

   Под полом покровского придела находилась могила блаженного Киприана, Христа ради юродивого, местного чтимого святым. Над могилой усопшего была сделана гробница для совершения панихид в день памяти его небесного покровителя Киприана 2 (15) октября.

   Блаженный Киприан жил отшельником в лесу на острове реки Уводь, недалеко от устья реки Вязьмы в семи верстах от Воскресенского и в полтора верстах от Петровского. Был прихожанином Воскресенской церкви. Умер в 1622 году.

   Местное предание гласит, что по кончине его между крестьянами села Воскресенское и села Петровское был спор: те и другие желали похоронить у себя тело почитаемого ими отшельника. Жители Воскресенского, желая доказать принадлежность Киприана к их приходу, указывали на то, что он чаще ходил в их церковь, а жители села Петровского указывали, что он подвизался в урочище, принадлежащее их селу. Спор этот, по сказанию одних, решился будто бы тем, что на Киприане по снятии с него одежды нашли запись, в которой он выражал желание быть похороненным в селе Воскресенском. По сказанию других, спорившие будто бы пустили гроб Киприана в реку Уводь, и гроб его против течения прибыл в село Воскресенское.

   Прихожане села Воскресенского погребли тело его по правую сторону своего (Воскресенского) храма против самого клироса, на этом месте Киприан по выходе из храма любил молиться.

   Описатель древностей города Суздаля ключарь Анания Федоров в 1754 году пишет, что мощи Киприана, Христа ради юродивого, несколько лет были вверху земли нетленны, а потом по приказанию патриарха Исакима «паки в землю были сокровенны». На гробе его был написан образ, впоследствии взятый в Суздальский собор.

   В церковный описи 1817 года значится: «под деревянным полом Покровского придела есть выход каменный, где погребено тело трудившегося в тех местах Киприана, и сделана над ним гробница для совершения панихид в память усопшего».

   Однако каменная церковь, о которой ведется рассказ, сооружена в 1713 году. Где первоначально, в 1622 году, было погребено тело блаженного Киприана, с точностью пока неизвестно. Надо полагать, возле бывшей тогда в Воскресенском деревянной церкви.

   За церковью внизу из-под горы спокон веку сочился крохотный родник, известный в округе под названием «ключик Киприана блаженного». Теперь он иссяк. Раньше у выхода родника был устроен маленький колодец для накопления воды. Вода эта у местных жителей считалась целебной, а некоторые почитали ее дороже святой.

В 1937 году Воскресенскую церковь закрыли. На куполе сломали все главы и кресты. Разбили и уничтожили иконостас и драгоценные иконы.

   Прекрасную настенную живопись вместе со штукатуркой сбивали топорами и кувалдами до голых кирпичей, на которых и теперь видны оставшиеся бесчисленные глубокие зарубки. Церковные драгоценности конфисковали. Покровский придел и усыпальницу блаженного Киприана тоже разрушили. Могилу раскопали, кости выкинули…

Воскресенская церковь являлась ценнейшим примером церковного зодчества начала ХVIII века, которому нет равных в Лежневском районе.

   Вторая  - Николаевская (Никольская) - церковь в селе Воскресенском построена в 1791 году в стиле русского классицизма. Храм изящно прост, лаконичен, фасады его строги, формы монументальны. Поставлен тоже на берегу Ухтохмы, но намного сдвинут от обрыва. Архитектура храма строго симметрична, выполнена в плане креста. На крыше была одна глава – символ единого Бога.

   Южная и северная стены снаружи украшены полуколоннами. На обращенной к улице стороне церкви был невысокий декоративный фронтончик с тремя иконами. На фризе фасада, между фронтоном и полуколоннами, крупными золотыми буквами сиял призыв «придите людия и, триипостасному Богу поклонимся».

   На фасадной стороне церкви парапеты оконных рам вверху были застеклены синими, красными, желтыми, оранжевыми стеклами. Цветные витражи смотрелись очень красиво на фоне чисто выбеленных стен. В рассветные и вечерние сумерки, во время заутренних и всенощных богослужений горящие свечи и лампады расцвечивали окна изнутри. Днем в обедню (литургию) солнечные лучи ложились веселыми разноцветными полосами и пятнами на внутреннем убранстве храма.

   Алтарей и престолов в Никольской церкви было два: главный - во имя Святителя и Чудотворца Николая и дополнительный - в честь Смоленской иконы божьей Матери в специально выделенной в южной части основного здания с дополнительным алтарем для отдельных богослужений. С 1791 года 28 июля (10 августа) день празднования Смоленской Божьей Матери в Воскресенском приходе стал престольным праздником.

Из святых икон, находящихся в Никольском храме села Воскресенского, особым почитанием пользовалась Смоленская икона Божьей Матери.

   В 1937 году Никольскую церковь закрыли, а потом перестроили под сельский клуб. Сломали и сбросили главу и крест. Разбили и уничтожили иконостас, иконы, разграбили всякую церковную утварь и убранство. Дорогая, старинного письма, копия Смоленской Божьей Матери пропала.

   После разрушения главы и поддерживающего его барабана потолок заделали, кровлю залатали. На месте алтаря Николаевского престола и амвона, с которого священники читали Евангелие и произносили проповеди, соорудили клубные подмостки и сцену. В средней части церкви сделали зрительный зал на 150 мест. В притворе соорудили кинобудку, в фойе перед зрительным залом пол выложили узорными кафельными плитками, выложенными из Воскресенской церкви. На месте алтаря престола Смоленской иконы  Божьей  Матери разместили сельскую библиотеку. Изразцовые печи уничтожили, кирпичи и  изразец растащили. К церковному зданию с северной стороны пристроили котельную и сделали водяное отопление.

   Семьдесят лет церковь была сельским клубом. Но  в 2007 году благодаря стараниям отца Алексея и просьбе жителей села Воскресенского здание было передано Ивановской епархии. В средней части здания сделали ремонт, соорудили иконостас и алтарь, на стены повесили иконы. Отец Алексей ведет здесь службы, на которые собираются не только прихожане села, но приезжают верующие из Лежнева, Иванова.

Возврат к списку