Кинешемский художественно-исторический музей

Адрес:
155800, Ивановская обл., г.Кинешма, ул. Комсомольская, д.30

В экспозициях музея представлен богатейший материал по истории Кинешмы с древнейших времен до начала ХХ в., произведения русского и западноевропейского искусства XVIII – XX вв.
Краеведческая экспозиция «Кинешма. История и судьбы» предлагает посетителю стать свидетелем определенной эпохи, ее соучастником, не навязывая при этом устоявшийся взгляд на исторические события, позволяет сделать свои выводы. Особое внимание в экспозиции уделяется теме личности, семьи, которые рассматриваются в контексте истории России и Кинешмы.
Для детей представлены две экспозиции, сориентированные на детское восприятие: «Как у нас, во горенке» (быт и занятия крестьян Кинешемского уезда рубежа XIX – XX вв. ), «Сказка старого леса» (мастерство таксидермиста XIX в. )
Для взрослых посетителей актуальна программа работы музейной гостиной (зал в стиле музыкального салона XIX – XX вв.): творческие вечера при участии профессиональных режиссеров, актеров, музыкантов, тематические выставки. Здесь же представлена экспозиция «Жемчужины усадьбы «Студеные ключи», состоящая из произведений искусства национализированной в 1919 г. коллекции Николая Павловича Рузского, крупного промышленника, мецената.
В основной экспозиции картинной галереи «Русское и западноевропейское изобразительное искусство XVIII – нач. XX вв. » представлены работы выдающихся художников И. Айвазовского, А. Шильдера, К. Коровина С.Виноградова, В.Котарбинского, К.Савицкого, В.Голике, Л.Туржанского, К.Лебедева, С.Святославского, В.Бычкова и других из коллекции Н. П. Рузского.
Классическая школа живописи представлена полотнами: Л.Чернова - Плесского - выпускника Петербургской академии художеств, П.Кривоногова - знаменитого баталиста, народного художника М.Малютина. Иную форму самовыражения представляют художники современной школы искусств Б.Козлов, В.Гоппе, В.Шагин, В.Шлюндин, И.Беляев, Е.Трофимов, Е.Войнова М.Белов, керамисты А.Северов и К.Юрыжев.
Открыта экспозиция работ современных художников
Из истории создания и становления Кинешемского музея
Кинешемский музей был основан в 1919 г., как научно-художественный, по инициативе уездного отдела народного образования. В фонде Кинешемского отдела народного образования, хранящемся в Государственном архиве ивановской области, имеется Протокол заседания отдела просвещения от 19 марта 1919г, где рассматривался вопрос об использовании здания бывшего духовного училища. Коллегия отдела просвещения постановила: «…поскольку до сих пор нет необходимого помещения под музей, который уже создан и все время пополняется, ходатайствовать перед исполкомом об оставлении отделу просвещения здания духовного училища». 25 марта 1919г. Коллегия окончательно закрепила размещение Кинешемского уездного музея в здании бывшего духовного училища на улице Красной.
Но музею досталась лишь треть нижнего этажа. Остальные помещения уже были заняты центральной библиотекой, архивом и промышленным техникумом.
Первым заведующим Кинешемским научно – художественным музеем был назначен Николай Иванович Флёров. 20 июня 1919г. Коллегия отдела просвещения командировала его в Иваново–Вознесенск «для изыскания средств на музей».
9 декабря 1919 г. Коллегия утвердила нового заведующего – Павла Ивановича Трунтаева (1873 – 1940), художника по образованию, бывшего преподавателя изобразительных искусств.
Как явствует из отчёта, в 1922 г. музей имел два отдела: естественно-исторический и художественный. Естественно-исторический имел коллекции по зоологии, геологии, ботанике. Художественный был представлен коллекциями живописи, гобеленов, мебели, изделий из гипса, бронзы, чугуна, серебра, фарфора, фаянса, терракоты, стекла, бисера, кости, национализированными из дворянских усадеб уезда. Самая значительная - из усадьбы Николая Павловича Рузского «Студёные ключи».
О семье Николая Павловича  Рузского (1865-1927 гг.), владельца усадьбы «Студеные ключи» Кинешемского уезда Костромской губернии и "подарившего" вновь создаваемому Кинешемскому музею удивительную коллекцию произведений живописи, графики и предметов декоративно-прикладного искусства, известно не много. Благодаря изысканиям костромского краеведа А.А. Григорова, было установлено, что Рузские происходят из боковой ветви рода Лермонтовых (Острожниковской линии). Из письма Григорова в адрес музея:
«В царствование Екатерины II в городе Руза Московского наместничества служил городничим Алексей Михайлович Лермонтов, один из боковых предков поэта М.Ю. Лермонтова. Как известно, все Лермонтовы, включая отца поэта,6ыли уроженцами Костромской губернии. В  городе Рузе у Алексея Михайловича родился внебрачный сын, который был назван редким именем Витт. Внук этого Витта Алексеевича, как и его дед, носил фамилию Рузский. Этот Рузский, названный в честь прадеда Алексеем, жил в Костромской губернии, имел чин статского советника и был женат на Чухломской помещице Юлии Дмитриевне Мамаевой. У него был брат Павел Виттович. Его сын Николай Павлович Рузский родился в Чухломском имении своей бабушки Софьи Михайловны, урожденной Пономаревой. Он окончил юридический факультет  Киевского  университета. Служил. Сперва  по ведомству путей сообщения,  потом в Государственном банке. Обладал огромным состоянием и владел сахарным заводом, пароходством... Незадолго до войны 1914 г.  купил на левой стороне реки Волги, почти против г. Кинешмы, урочище "Гребень", принадлежавшее помещикам Домашневым, жившим в усадьбе "Яблонка", и на купленной земле построил дом, завел там электроосвещение и прочие удобства. Постоянную квартиру имел в Петербурге на Кронверкской улице в доме № 23. В 1891 году женился на дочери генерал-майора Ольге Петровне Сакович и имел детей: Татьяну 1891 г.р., Ирину 1893 г р., Николая 1897 г.р., Анастасию 1900 г.р. После революции 1917 г. семья выехала из России и жила в Париже...»
Далее следы её теряются. Таковы сведения о Рузских, которыми мы до недавнего времени располагали. В результате дальнейших поисков,  удалось узнать некоторые факты биографии старшей дочери Н.П. Рузского Татьяны, опубликованные в предисловии к её сборнику стихов, вышедшему в 1953 году в Париже.
Из него явствует, что в 1920 году Татьяна Николаевна поступила на экономический факультет Петроградского политехнического института и в доме своего дяди, профессора Дмитрия Павловича  Рузского, который был тогда ректором института, познакомилась с профессором Николаем Сергеевичем Тимашевым, за которого вышла замуж 8 января 1921 года. В августе того же года ей, вместе с мужем пришлось бежать за границу.
После краткого пребывания в Финляндии и Германии, семья Тимашевых поселилась в Праге, а в 1926 году переселилась в Париж. В парижский период началась литературная деятельность Татьяны Николаевны. Она стала сотрудничать в газете "Возрождение", в которой помещала критические статьи, очерки о быте русской эмиграции. В 1939 году она с детьми переехала в Соединённые Штаты, где с 1936 года её муж занимал профессорское место. В 1943 году возобновила свою литературную деятельность, начав печатать стихи.
Её стихотворения появляются в "Новом журнале", "Возрождении", в газетах "Русская жизнь" и "Новое русское слово". В 1949 году в сборнике "14", изданном кружком русских поэтов в Нью-Йорке, членом которого она состояла, появилось 21 её, стихотворение. Осенью 1949 года Татьяна Николаевна тяжело занемогла. Скончалась 8/21 сентября 1950 года. Похоронена на кладбище Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле (Нью-Йорк). Эти важные факты биографии семьи Рузских помогли в поисках потомков Николая Павловича. Удалось найти  след внучки, дочери Татьяны Тимашевой также Татьяны, урожденной Тимашевой, в замужестве Бобринской, и установить с ней связь. Те сведения,  которые мы получили с её письмами, для  нас, поистине, бесценны. Мы узнали  об обстоятельствах смерти Николая Павловича:   "... умер он в поезде, возвращаясь,  домой  после того, что он узнал, что та не большая сумма, которая в Швейцарском банке в номерованном счету ему не будет выдана, так как он не помнил номера...";  о впечатлениях  матери о "Студеных Ключах":   "... от матери я слышала о "Студеных Ключах", Как любили смотреть на Волгу с веранды и как там моя мать и её сестра Ирина учили сельских детей за летние месяцы...",  о любви  всей семьи к музыке, о дружбе с большими музыкантами (об этом также свидетельствуют письма Н.П. Рузского к Н.Ф. Финдейзену, 1917-1918 гг., а также переписка Т.Н. Рузской, дочери Н.П. Рузского с С.С. Прокофьевым, 1910-1916 гг.), об отце - ученом с мировым именем,  профессоре Н.С. Тимашеве, одном из основателей науки "Социология права", о брате - профессоре биохимии Сергее Николаевиче Тимашеве.
Мы узнали подробности жизни семьи в эмиграции. Обосновавшись с семьей в Париже, отец Татьяны Николаевны, Н.С. Тимашев, стал помощником редактора газеты "Возрождение". В 1936 года он получил приглашение от Питирима Сорокина на переезд в  США с предложением работы в Гарвардском университете и в 1939 году семья переехала в Америку.
Что касается других детей Н.П. Рузского и жизни их в эмиграции, то мы узнали следующее: Ирина жила вместе с матерью Ольгой Петровной Рузской, сначала во Франции, затем в США, была сестрой милосердия в годы  Второй Мировой Войны, замуж не вышла, умерла в 1951 году.
Анастасия вышла замуж за младшего брата Н. С. Тимашева Андрея, который был крупным ученым в области теории электрических токов высокого напряжения. Жили они в Германии, после  Второй Мировой Войны переехали в Канаду. У них есть сын Михаил, инженер-строитель. Анастасия скончалась в 1992 году.
Сын Николая Павловича, Николай после революции 1917 года вместе с женой, урожденной Корвин-Круковской жил в Париже, где работал шофером такси. После Второй Мировой Войны был интернирован, выслан в Испанию, где и скончался.
У него был сын, так же Николай, 1920 года рождения, инженер-строитель, скончавшийся в 2000 году в Голландии. Детей он не имел, поэтому род Рузских по мужской линии пресекся.
Дети Татьяны Николаевны и Николая Алексеевича Бобринских, Екатерина и Алексей, так же, как и родители живут в США.
  

Экспозиция музея имела весьма примитивный вид. В те годы повсеместно была распространена густая, в несколько ярусов, развеска экспонатов по стенам и элементарная раскладка в витринах. Такой подход к показу музейных предметов не преследовал художественной цели. Он нередко приводил к «засушиванию» даже выразительного предмета, превращал уникальное музейное собрание в скучную, развёрнутую на стенах книгу документов, фотографий, предметов.
Музей содержался на местные средства Уисполкома. Посещение было бесплатным. За 1924- 25гг. музей посетило 6597 человек.
Работа музея требовала больших финансовых и физических сил. Здание совершенно не было приспособлено для работы такого учреждения, а одному сотруднику, в лице директора, было не под силу поднять работу на должный уровень.
Тем не менее, П.И. Трунтаев всеми силами пытался наладить работу музея, прежде всего, как учреждения просветительного. Он организовывал выездные выставки, читал лекции, проводил экскурсии и хлопотал о новом помещении для музея.
С 1 сентября 1928 г. музей был переведен в здание Дома крестьянина на ул. Советской. Неотремонтированное, несоответствующее условиям хранения и экспонирования предметов и коллекций. Поэтому музей для посещения был закрыт.
Местные органы власти не раз ставили вопрос о необходимости открытия в городе музея. В имеющемся в ГАИО протоколе заседания коллегии Кинешемского УОНО от 14 февраля 1929 г. В графе «постановили» записано: «Принять все меры к тому, чтобы музей был открыт для осмотра всех желающих и экскурсий при функционировании обоих отделов, как художественного, так и естественно – научного не позже 1 марта с.г.»
Музей был открыт к 24 марта, проработав месяц, вновь закрылся, а коллекция была сложена в зале школы им. А.Н. Островского.
Наконец, после долгих скитаний в январе 1930 г. музей был переведен в здание Вознесенской церкви. Как раз в то время борьба с религией приняла особый размах.

Уничтожались культовые здания, являвшиеся памятниками архитектуры. Такая участь постигла и Вознесенскую церковь: были снесены купола, уничтожена настенная роспись, разрушены колокольня и ограда.
Именно это здание стало родным домом Кинешемского музея ровно на 60 лет. Были построены межэтажные перекрытия. Нижний этаж отведён для библиотеки, верхний для музея. Недостаток экспозиционной площади сделал возможным открытие только одного отдела – по естествознанию. Для посещения он был открыт 20 апреля 1930 г. С этого момента музей стал именоваться краеведческим.
Многие факты из биографии музея удалось восстановить благодаря изучению годовых отчётов о работе музея, которые аккуратно составлял П. И. Трунтаев. С 1932г. По 1934г. По неизвестным причинам П.И. Трунтаев был переведён на работу в архив. По возвращении музей был принят им, как он пишет в отчете: «в совершенном развале… Отдел народного образования за период с 1932 по 1934 гг. сменил четырёх директоров и трёх научных сотрудников, которые не имели достаточного образования, а порой были полуграмотные. Не велась соответствующая документация, никаких актов передачи не делалось, вследствие чего ценности музея были расхищены…»
П.И. Трунтаев приложил все силы, чтобы ликвидировать царившую бесхозяйственность. Проведена работа по составлению инвентарных книг, построено складское помещение. В 1935 г. открыты сразу три отдела: художественный, «Мироздание. Развитие жизни на Земле, происхождение человека» и «Природа нашего края».
С 1 марта 1936 г. введена входная плата. Взрослый билет стоил 15 копеек, детский – 10 копеек.
П.И. Трунтаев, конечно, понимал, что, не имея достаточного помещения, развернуть краеведческую экспозицию невозможно. Без фондохранилища нельзя проводить сменные выставки, а при недостатке кадров нельзя организовать массовую просветительскую работу. И он подаёт заявление об уходе. Уйдя с директорского поста, остаётся в музее в качестве научного сотрудника.
17 октября 1938 г. новым директором назначен Владимир Перфильевич Фомин, но 23 июля 1941г. Приказом №105 по Кинешемскому городскому отделу народного образования освобождён от занимаемой должности «как мобилизованный в РККА». На его место временно была назначена О.Н. Виноградова, затем И.Н. Ларионов. С сентября 1941г. музей был закрыт в связи с военным положением.
С 1 января 1942г. Кинешемский музей возглавляет Елена Тимофеевна Сорокина. В годы войны музей не прекращает своей деятельности.

Из протокола заседания Исполкома Кинешемского горсовета от 11 июня 1946г. №17: «за 1945 г. и 5 месяцев 1946 г. музеем была проведена большая массовая работа и научно - просветительная пропаганда среди населения города. Прочитано лекций в 1945 г. – 25, охвачено лекциями 1316 человек, проведено докладов, бесед, лекций в 1946г. – 18, охвачено 674 человека.
Проведено экскурсий в 1945 г. – 49, охвачено экскурсиями 1383 человека, в текущем году проведено экскурсий – 17, охвачено экскурсиями 493 человека. Посещаемость музея за 1945 г. составила 5689 человек. За текущий год музей посетило 1367 человек.
Но наряду с положительными моментами в работе музея имеется ряд существенных недостатков:
а) недостаточно внимания было уделено научно-исследовательской работе;
б) слабо проводилась экспозиционная работа;
в) помещение музея в зимнее время отапливалось всего один месяц, что мешало нормальной работе;
г) ценные экспонаты музея ввиду тесноты и сырости помещения имеют небрежный вид и портятся.
В целях дальнейшего развертывания углублённой работы в музее, сохранения имеющихся фондов и развёртывания работы с юннатами Исполком Городского Совета решил: предоставить музею помещение, занимаемое городской библиотекой, соответственно отремонтировав его к 1 июля с.г.»
Появилась возможность открыть экспозицию по истории города. Теперь в нижнем этаже были размещены отделы природы и истории древней Кинешмы, а в верхнем – социалистического строительства и художественный.

Экспозиционная работа того времени также имела свою специфику. Как и 1930-ые гг., большое внимание уделялось вопросам идеологии, формирования человека нового общества.

Экспозиции же в целом выглядели схематично, страдали от обилия научно – вспомогательного материала, не использовались в полной мере возможности подлинного музейного предмета. Такие экспозиции не были «живыми», а лишь иллюстративными.

В 1965 г. художественный отдел музея с целью расширения экспозиционной площади был выведён в здание Троицкого Собора.

И в 1969 г. стал филиалом Ивановского областного художественного музея, а краеведческий музей в 1977 г. – структурным подразделением Ивановского государственного объединенного историко-революционного музея.
Объединение двух музеев в Кинешме произошло только в 1998 году. Музей стал называться Кинешемский государственный художественно – исторический.
В 2004 году – опять филиал. Только теперь – Ивановского областного художественного музея.

Музей в Кинешме был и остается гуманитарно–просветительным центром.
Хранит 17 с половиной тысяч музейных предметов.
Принимает в год более 40 тысяч посетителей.
Удивляет новыми формами научно – просветительной работы.
Показывает более 10 выставок не только из своего собрания, но и других музеев, частных коллекций.

Возврат к списку